Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 69 времён , раскрытие личности ученика по отношению к личностям учёных . Знакомясь с жизнью и деятельностью учёных , через эмпатию к ним , ученик приобщается к исторической миссии человечества , реализует себя как личность . Деятельностную составляющую учебного процесса Л . Н . Хуторская предложила строить на основе принципа психологического обеспечения обучения . Согласно этому принципу , сформулированному автором , « учебный процесс должен быть так организован и так проводиться , чтобы обеспечить мотивацию учения и положительное эмоциональное отношение к нему у каждого ученика » [15]. Автор обосновала роль познавательных эмоций ученика как одного из условий реализации закона усвоения знаний . Лариса Николаевна обосновала вместе с коллегами деятельностный подход к анализу и конструированию технологий обучения [16] и применила его при разработке двух технологий обучения : 1) технологии обучения иностранных студентов , 2) эвристической технологии обучения . Она призывала отделять « деятельность » и « методологию деятельности »; технология обучения должна обеспечивать освоение учащимися оба этих компонента . Своими трудами Л . Н . Хуторская обогатила педагогику следующими достижениями : • разработала концепцию деятельностного подхода в дидактической эвристике ( совместно с А . В . Хуторским ) [17]; • обосновала теорию и методологию диалогического взаимодействия в образовательном процессе ( совместно с А . Д . Королём ); • создала биографический метод обучения ; • заложила основы информационной педагогики [18]; • описала особенности обучения студентов - иностранцев ( совместно с А . В . Коротким ) [19]; • создала авторскую классификацию методов обучения ; • разработала систему воспитания в обучении ( совместно с А . В . Хуторским ) [20]; • обосновала и внедрила ситуативную технологию обучения [21]; • создала модель подготовки будущих учителей в условиях учебно - научных педагогических объединений ( совместно с С . С . Ануфриком , В . П . Тарантеем ) [22]; • разработала и реализовала оригинальную концепцию организации педагогической практики ( совместно с А . В . Хуторским ) [23]. Примечательно , что многие свои разработки Л . Н . Хуторская осуществляла совместно с коллегами и учениками . Это происходило не потому , что она затруднялась самостоятельно выполнить исследование или написать работу . Наоборот , Лариса Николаевна могла подготовить статью практически на любую тему – по своей специальности . Через совместные разработки и труды она вовлекала соавторов в творческий процесс , передавала способы деятельности , которыми успешно владела . В этом состояла особенность её собственной научной школы .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=