Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 68 педагогическом контексте . Обращение в обучении к истории науки , биографии учёных , драме идей ставит целью развитие нравственных и научных убеждений учащихся , освоение ими смысловых мировоззренческих основ изучаемых понятий , открытий , законов [11]. Принцип историзма воплощён Ларисой Николаевной в учебном курсе для студентов « История физики и техники », а также в пособиях для учащихся « Как стать учёным » [12], « Малоизвестные страницы из жизни ученых ». Лариса Николаевна разработала дидактическую модель компетенции до того , как компетентностный подход распространился в высшем и среднем образовании , вошёл в стандарты . Совместно с А . В . Хуторским в 2003 году была подготовлена статья « Компетентность как дидактическое понятие : содержание , структура и модели конструирования » [13]. Компетентность рассмотрена в качестве информационно - деятельностной категории , её системная модель представлена в виде четырех взаимосвязанных компонент : теоретико - информационной , деятельностно - практической , ценностно - целевой и опытной , которые могут находится как в статическом , так и в динамическом состояниях . На данной основе спроектирована структурная модель индивидуальной компетентности обучаемого , которая включает : цели , ценности , коммуникацию , компетентностный опыт , компетентностные знания , умения и навыки , а также готовность ученика к реализации компетентности . Обнаружено , что в отличие от традиционной формулы усвоения знаний « восприятие – осмысление – понимание – запоминание – применение знаний » при формировании компетентности опыт одновременен и даже опережает получение новых знаний . Компетентностный подход разработан нами также к подготовке будущих педагогов [14]. Профессиональная компетентность включает взаимосвязанные смысловые ориентации , профессиональные знания , умения , навыки , а также минимально необходимый личностный опыт профессиональной деятельности . Она проявляется как сочетание нескольких видов компетентностей : научно - знаниево - профессиональной , инструментально - профессиональной , коммуникативно - профессиональной , проектировочно - профессиональной и др . Показано , что без организации в учебном процессе личного опыта будущего специалиста не формируется его профессиональная компетентность . Опыт в сфере компетенции – условие формирования соответствующей компетентности . В основе созданной воспитательной системы – личностно - значимый подход к изучению наук . Л . Н . Хуторская обоснована роль личности учёных в обучении их достижениям на учебных предметах . Не только и не столько законы Ньютона она считала важным изучить на уроке , сколько раскрыть личность самого первооткрывателя , пережить драму идей , освоить применяемые учёным способы деятельности и его компетенции . Через личность учёного осваивались не только добытые им знания , но воспитывалось стремление и умение ученика в собственном познании . На основе специально организованного диалога ученика и учёного ( во времени ), обеспечивалось не только изучение достижений прошлого , но и связь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=