Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 67 4. Выявление гносеологических принципов и методов научного познания , например , эмпирических и теоретических ; отыскание адекватных им методов учебного познания . 5. Историко - биографический анализ деятельности учёных , чьи достижения составляют основы изучаемой науки . Отбор фактов , событий , коллизий , которые происходили с участием первооткрывателей . Разработка на их основе учебных заданий для учащихся . 6. Разработка экспериментальной составляющей учебного курса ; подготовка системы демонстраций и , главное – системы лабораторных практических работ для выполнения учащимися . 7. Отбор популярной литературы , дополняющей учебники . За счёт дополнительной литературы обеспечивается увлекательность , доступность , эмоциональное насыщение и личностная значимость учебного курса . 8. Отбор фактов жизненного применения учебного курса в быту , в окружающей жизни , в технике , на производстве . Составление системы занятий по изучению и применению курса в личной жизни каждого ученика . 9. Составление занимательных хрестоматий , сборников заданий и задач , например : « Весенняя физика », « Физика и год лошади », « Физика денег » и т . п . Конструирование учебного курса происходит с применением средств логики , принципов системности , последовательности , личностной ориентации , практической значимости , простоты и жизненной силы содержания образования , самостоятельной познавательной деятельности учеников по каждому изучаемому объекту или вопросу . Данный методологический подход неоднократно применялся Ларисой Николаевной для разработки школьных и вузовских учебных курсов , и всякий раз обеспечивал высокие образовательные результаты учащихся – не только в рамках традиционной системы оценки ( контрольные работы , зачёты , экзамены ), но и в их личностной общечеловеческой самореализации [10]. Значительным вкладом в теорию учебного познания является предложенный Л . Н . Хуторской экспериментально - деятельностный подход , состоящий в самостоятельном проведении учащимися экспериментальных исследований . Его цель – формирование на практике у учеников – школьников , студентов , научных методов познания . Данный подход предполагает освоение учащимися функций , структуры , содержания , действий , операций , необходимых для экспериментального познания . Для реализации разработанного подхода Лариса Николаевна разработала системы лабораторных работ по физике , по методике физике , по педагогике воспитания . Учащиеся и студенты всегда на её занятиях выполняли экспериментальную деятельность , открывая и осваивая научные методы экспериментального познания . Л . Н . Хуторская разработала способы реализации в обучении следующих общенаучных принципов : историзма , сопоставления , преемственности , принципа теоретических обобщений , межпредметной связи . Принцип историзма Л . Н . Хуторская раскрыла и развила в образовательном и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=