Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 66 Изучая то , как учёный делал своё открытие , школьники осваивают методологию этой деятельности , применяют аналогичные способы . Причём , они не только « переоткрывают » то , что создавалось великими людьми , но и создают своё , подчас , не менее важное , становясь « на одну доску » с великими . Прогностическую роль имеет понимание учащимися последствий сделанных открытий , то какое они оказывали влияние на человечество . Применение биографического метода как методологического инструмента проектирования учебного процесса состоит в том , что вначале биографическая информация великого ученого разбивается на два модуля : научная деятельность и жизнеописание . Каждый модуль разбивается на блоки . Научная деятельность : 1) метод познания ученого ; 2) возраст первых шагов в науке ; 3) мировоззрение ученого ; 4) творческая деятельность ученого и др . Жизнеописание : 1) информация о детстве ученого ; 2) факторы , воздействующие на формирование личности ученого ; 3) образ жизни , хобби ученого ; 4) нравственные качества ученого ; 5) отношение ученого к искусству , политике , религии , Отечеству , дружбе и др . Биографический метод имеет существенный воспитательный потенциал . Учащиеся видят не только борьбу идей , но и личностные проявления талантливых учёных и деятелей . Они понимают , что за всем созданным великими людьми , стоят совершенно неординарные их личностные особенности , события . Разрабатываемый Л . Н . Хуторской педагогический подход требует особой методологии проектирования образования . Основное её научное достижение в данной области – методологический подход к проектированию содержания образования в учебных предметах , соответствующих наукам ( физика , математика , химия , астрономия , биология , география и др .). В основе подхода следующие этапы проектирования курса : 1. Исторический анализ содержания науки , которая соответствует учебной дисциплине ; выделение на данной основе методологических единиц , например , в физике это виды материи , виды движения материи , виды взаимодействий и т . д . 2. Структурирование учебного курса в соответствии со структурой соответствующей науки ; 3. Организация тематического содержания материала учебного предмета вокруг структуры фундаментальных теорий или обобщений соответствующей науки , например , используется трёхкомпонентная структура физических теорий : основание , ядро , приложения .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=