Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 65 В Гродно Л . Н . Хуторская работает доцентом кафедры физики Гродненского государственного педагогического института имени Янки Купалы , затем – заведующим кафедрой методики физики и астрономии , исполняет обязанности заместителя декана физико - математического факультета . Переезд в Гродно потребовал от Ларисы Николаевны вести большую научно - педагогическую работу со студентами , учителями , коллегами по кафедре и университету . Она занимает призовые места в конкурсах на звание лучшего преподавателя университета . По итогам конкурса научных работ в 1999 году ей присуждается 3 место среди 1200 сотрудников университета , её награждают премией в размере 20 минимальных зарплат (10 млн . белорусских рублей ). Л . Н . Хуторская исследует закономерности жизни и деятельности выдающихся ученых , изучает проблему семейных династий в науке . Одно из наиболее ярких её достижений – биографический метод обучения . В чём суть её биографического метода ? Обычно знакомство с биографий представителей изучаемых наук и искусств происходит в качестве иллюстрации к изучаемым законам , литературным и иным произведениям учебной программы . Лариса Николаевна предложила принципиально иной подход : идти не от содержания учебного предмета к его иллюстрированию биографическими сведениями , а , наоборот : через личность учёных , их жизненные ситуации , научные коллизии приходить к пониманию сути сделанных ими открытий и достижений . По своей сути этот подход является личностно - ориентированным , ориентированным на личность учёных , других деятелей , чьи достижения составляют содержание изучаемого предмета . Такой личностный подход к изучению наук Л . Н . Хуторская обозначила ещё в 1970- х годах , задолго до того , как он начал оформляться в отечественной педагогике 1990- х годов . И если многие сторонники личностно - ориентированного обучения и сегодня делают акцент на личности учащихся , она акцентировала внимание на личности учёных . Причём , в сопряжении с личностью учеников . Именно на личностном уровне взаимодействие « ученик - учёный » становится их диалогом , в результате которого ученик не только изучает достижения учёного , он чувствует его как личность , соучаствует с ним в познавательном процессе , осваивает те же методы , которые применял учёный . Биографический метод обучения применяется на примере ярких жизненных моментов и событий учёных , зачастую коллизий . Изучая то , почему учёный занимался наукой , как он делал своё открытие , учащиеся выясняют его мотивацию , видят борьбу идей , осваивают методологию деятельности в изучаемом предмете , совершают собственные открытия . Учебный предмет изучается через призму человеческой сущности . Действия , поступки , суждения великих выступают аналогом действий , поступков и суждений учащихся . Они сравнивают своё отношение и отношение учёного , продумывают и высказывают то , как бы они поступили на его месте . Для этого составляются специальные учебные задания .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=