Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 59 концепций , раскрывающих механизмы педагогического управления эмоциональной сферой , осуществление образовательного процесса через влияние на эмоциональную сферу личности является причиной того , что в дошкольных образовательных организациях , часто не находят практической реализации мысли Л . С . Выготского о том , что можно не только талантливо мыслить , но и чувствовать и что только единство « аффекта и интеллекта » способно обеспечить полноценное , разноплановое развитие детей . В этом видится новый ракурс восприятия социальной значимости дошкольных организаций и логики их практического функционирования . Анализ исторических аспектов дошкольного образования вплоть до настоящего времени показывает , что эмоциональная жизнь детей во многих проявлениях остаётся вынесенной за рамки педагогического процесса . Это во многом связано с тем , что долгие годы в образовании дошкольников важное внимание отводилось формированию сознания , развитию познавательной сферы детей , способов действий ( игровых , практических и др .), привычек поведения . В значительной степени обусловлено и слабой научной разработанностью самой теории педагогического управления эмоциями . Экспериментальное изучение проблемы показывает , что детские эмоции , воспринимаются педагогами дошкольных образовательных организаций в качестве второстепенной , фоновой стороны образования . У практических работников отсутствуют полные и целостные представления о направлениях , технологиях управления эмоциональной сферой личности ребёнка , не прослеживается и ценностное отношение к этой стороне образовательной работы . Для убедительности представим ответы на некоторые вопросы анкеты , иллюстрирующие правомерность сделанных выводов . Анкетирование 230 практических работников дошкольных образовательных организаций показало , что 59 % – испытывают трудности в планировании работы в области эмоционального развития детей , управления эмоциональной сферой дошкольников . Примеры ответов : « Специально такую работу мы не планируем », « Задачи в области эмоционального развития в планах фиксируем , когда описываем сюрпризные моменты , работу над выразительностью речи , постановку театрализованных игр и др .». 36 % – отождествляют эмоциональное развитие с развлекательными , досуговыми мероприятиями , а также педагогическим симулированием , включая сюда использование сюрпризных и соревновательных моментов . Примеры ответов : « Развивать эмоции детей нужно посредством проведения красочных увлекательных мероприятий : праздников , театрализованных представлений и др .», « Для развития эмоций необходимо использовать сюрпризные моменты , игры », « Эмоциональное развитие детей успешно осуществляется во время командных соревнований »; 56% – связывают эмоциональное развитие с эмоциональным благополучием детей в аспекте преобладания спокойного , уравновешенного , либо радостного состояния . Приведем примеры « На эмоциональное развитие детей влияет атмосфера в группе , нужно обеспечить положительные взаимоотношения между детьми », « Эмоциональное развитие детей связано с его положением в группе сверстников , от этого зависит его эмоциональное состояние »,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=