Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 58 детей ; во - вторых , определить новые формы со - деятельности , со - творчества , служащие источником совместных переживаний , сохранения индивидуальности каждого субъекта культуры ; в - третьих , выстроить образовательный процесс с учётом двух типов детской активности : собственной активности ребёнка , полностью определяемой им самим , его потребностями , желаниями и педагогически обусловленной активности ребёнка , стимулируемой взрослыми . Характер проявления возрастных ценностей , как отмечают В . С . Мухина , Я . З . Неверович и др ., во многом связаны с образом жизни детей . Ребёнок не просто приспосабливается к наличной ситуации , а занимает по отношению к ней определённую внутреннюю позицию . Если понимать под социальной ситуацией развития процесс образования , то возрастные ценности есть базовые его основания , на которых развёртывается педагогическое взаимодействие взрослого и ребёнка ( детей ). Содержательную основу понятия « ценности дошкольного возраста » составляют психофизиологические особенности детей , которые находят практическое отражение и свой жизненный смысл в организации и осуществлении образовательного процесса , проективной практической деятельности по созданию моделей развивающего дошкольного образования , а также разнообразных проявлениях детской субкультуры . Каждая возрастная ценность дошкольного детства ( наивность и непосредственность дошкольников , сказочно - мифическое мировосприятие , повышенная двигательная активность , эмоциональность и др .) имеет свою значимость в развитии личностных сфер ребёнка , c вою специфику проявления . Отсюда , их совокупное осмысление в образовательной работе с детьми не может принести оптимального развивающего эффекта , малозначимо и в аспекте образованности как конечном результате педагогической работы . Одним из путей повышения эффективности образования дошкольников является осуществление исследовательски - необходимой рефлексии его организации в аспекте научного осмысления роли каждой возрастной ценности в образовательном процессе дошкольных организаций . Именно в этом видятся перспективы дальнейших теоретических разработок в области педагогики дошкольного детства . Важной возрастной ценностью дошкольников выступает природная эмоциональность , эмоции дошкольников . Эмоции окрашивают общение , процесс познания , отношение ребёнка к окружающему миру . Яркие , быстро нарастающие во времени эмоциональные проявления придают особую выразительность детской жизни . Для дошкольников характерна непосредственность подвластность эмоциям и чувствам . Зеньковский В . В . писал : « Власть настроений , случайных , нетерпеливых , быстрых кладет печать непосредственности на всю детскую активность – в этом смысле детство может быть названо золотой порой эмоциональной активности » [2, с . 40]. И хотя психологическая наука даёт ответы на ряд кардинальных для педагогики вопросов ( о сущности эмоций , возрастных закономерностях их развития , об индивидуальном и типичном в эмоциональной сфере ), отсутствие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=