Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 53 обедненной среды ведет к возникновению сенсорной монотонии . Как функциональное состояние , сенсорная монотония сопровождается снижением жизненного тонуса , пассивностью , переживаниями скуки , апатии , сонливости , снижением работоспособности . Главное отличие хандры от депрессии состоит в том , что хандра – это , прежде всего , скука , обусловленная отсутствием ярких и сильных эмоций . Под влиянием монотонии происходит затормаживание процессов восприятия , возникает так называемый « сенсорный голод ». Попытка « наверстать упущенное », поиск новых ощущений и впечатлений , гиперстимуляция есть попытка утоления возникшего « сенсорного голода ». В итоге , все процессы восприятия , внимания и мышления происходят « скачкообразным » способом , то есть чередуются периоды потери сознательного контроля и его возвращения . Продуктивность деятельности без смены ее вида восстанавливаться лишь при значительном волевом усилии , и только на короткое время ( из данной этнопсихологической особенности « железный » канцлер Отто фон Бисмарк сделал соответствующий вывод : « русские долго запрягают , но быстро едут »). Люди , страдающие хандрой , обычно не имеют занятий , которые бы их очень сильно увлекали . Обычная жизнь с ее маленькими , обыденными радостями создана не для них . Их гнетет то , что их способности и таланты , которыми действительно обычно обладают люди , страдающие хандрой , постепенно умирают , не находя возможности реализоваться . Люди , страдающие хандрой , четко понимают то , что им нужны сильные эмоции , отрицательные эмоции , даже страдания . Для людей творческих , хандра – это феномен созидательный , она является своеобразным двигателем их творчества . М . Е . Бурно , доктор медицинских наук , профессор кафедры психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии утверждает , что «… ипохондрики нередко оказываются талантливыми и гениальными людьми . Проявляя присущую им тревожно - сомневающуюся , углубленную въедливость , они совершают … подлинные открытия в человеческой культуре ( Гоголь , Достоевский , Дарвин , Толстой , Чехов , Станиславский ) [3, с . 116]. В качестве преобразованной формы меланхолии возможно упомянуть также и феномен ностальгии ( от лат . nostos – возвращение на родину + algos – боль , печаль ), тоски по дому , достигшей степени витальности . Ностальгические нотки об утраченном « золотом веке » человечества , звучат в гесиодовской поэме « Труды и дни » (VIII—VII в . до н . э .), ностальгический мотив явственно обозначает себя в христовой притче о возвращении в отчий дом блудного сына , охваченного мучительной ностальгией . Авторство в научном описании данного страдания приписывается швейцарскому врачу J. Hofer (1688), обозначившему выявленную им клиническую патологию в работе «Dissertatio medicade Nostalgia oder Heimweh», однако наполнение данного понятия не отается неизменным и со временем трансформируется . В классическом описании J. Hofer речь идет о болезненных симптомах , обнаруженных им у швейцарских наемников и немецких ландскнехтов , влачивших тяготы воинской службы вдали от родины . В данную категорию попадали также и студенты , обучавшиеся премудрости в иноземных университетах . Патогномоничным

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=