Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 52 английской сцене впервые появляется настоящий драматический герой – сильная яркая личность , обуреваемая страстями . « Мода » на сплин , « болезнь английских аристократов » уже века девятнадцатого » была введена в обыденный оборот Дж . Байроном в качестве поэтического образа Чайлда Гарольда . Школярский опыт изучения шедевров мировой литературы дает пищу воспоминаниям об этом литературном герое как о носителе некоего смутного влечения души , романтического недовольства миром и самим собой . Разочарованный в дружбе и любви , наслаждении и пороке , Чайлд Гарольд заболевает модной в те годы болезнью – пресыщением , психическим пресыщением . Как известно , психическое состояние , именуемое пресыщением , возникает обычно в процессе реализации субъектом однообразной деятельности и / или при длительном выполнении субъективно малосодержательной работы . Проявляет себя пресыщение в выраженных симптомах потери интереса к любой деятельности , вплоть до полного отказа от нее , чувстве отвращения , в желании переменить обстановку , аффективными срывами . Вероятно , пресыщение служит патогенетической основой меланхолии , сплина . В силу реалий межкультурного обмена и всеобщей заразительности депрессивный тренд в виде английского сплина получил общеевропейское распространение . Исходя из требований культурного контекста , светский человек , западной культуры начала Х I Х столетия , независимо от национальной принадлежности , должен быть обладателем этой « аристократической болезни ». Кодекс аристократического поведения включал в себя в качестве атрибута наличие постоянной грусти и разочарования , расцениваемых обществом в качестве признака изысканности , благородства в противовес плебейской жизнерадостности . Демонстрация меланхоличности , пресыщенности и скуки являлась подтверждением аутентичности благородного происхождения . Кроме всего прочего , романтизм начала XIX в . подчеркивающий исключительность героев и обстоятельств , был уже немыслим без ощущения « мировой скорби ». Смертный грех уныния , достойный осуждения , трансформировался , сначала в болезнь , а затем в весьма утонченную лирическую эмоцию . Эмоция эта стала неиссякаемым источником , питавшим вдохновение даже и современных литераторов . « Хандра » в обыденном сознании чаще всего ассоциируется с Россией , « русскостью ». Само по себе слово « хандра » этимологически восходит к грецизму « ипохондрия », однако семантика данного понятия далека от медикализированного термина . Наиболее ярким , « хрестоматийным » носителем русской хандры был пушкинский Онегин . Русская « хандра » пушкинского героя воистину есть явление универсальное , общенациональное . В отличие от утонченно - высокомерного западного сплина , болезни пресыщения , русская хандра исходит из глубин русской души , она роднит людей , принадлежащих разным сословиям : и ямщика и барина . Более глубинными понятиями , близкими русской хандре являются « тоска » и « кручина ». Возможно , вековечная русская тоска в своей основе есть следствие пустынности и равнинно - однообразного , монотонного ландшафте русской равнины . Наличие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=