Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 51 обошел своим вниманием феномен уныния . Согласно Фоме Аквинскому , уныние связано с нежеланием видеть , что именно духовное благо составляет истинное счастье человека . Если разум санкционирует отвращение к духовному благу , то Ακηβια уныние превращается в смертный грех . Одновременно к унынию может привести и правильное понимание того , что если зло , если скорбь о нем будет неумеренной . В рамках схоластической рецепции существовала и более мягкая оценка Ακηβια уныния , связанная с его трактовкой как скорее душевного , чем духовного заболевания . Философ и естествоиспытатель , Doctor Mirabilis (« удивительный » доктор ) Р . Бэкон , опираясь на теорию гуморов ( четырех жизненных соков , определяющих темперамент человека ) увидел в Ακηβια лишь выражение внешней меланхолии , врачевать которую можно не только трудом и молитвой , но также диетой , прогулками или музыкой . Понятие « уныние » по семантике является достаточно близким понятию депрессии в ее субклиническом выражении ( субдепрессии ). Общее разочарование в следовании избранной цели , глубокая безнадежность , вызванная неудачами , грозит нам унынием . Понятие уныния одновременно универсально и многозначно , всякая попытка описания добавляет в его колористику все новые и новые оттенки . О возникшем у субъекта состоянии уныния возможно рассуждать , например , в категориях learnedhelplessness (« выученной беспомощности ») М . Селигмана (Seligman, Martin., 1975). После некоторых неудачных попыток избежать воздействия травмирующих средовых стимулов ( или , хотя бы , их минимизации ) субъект отказывается от всякого спасающего его действия , и даже при наличии возможности он не желает менять враждебную среду на более благоприятную . Одновременно с этим теряется столь ценимое субъектом чувство свободы и контроля над собственной судьбой , его вера в собственные силы , а прогрессирующая депрессия торопит преждевременный печальный финал . Причинный ряд , порождающий уныние , может быть описан и в терминах frustratio, « тщетного ожидания », « расстройства замыслов », разрыва между желаниями субъекта и имеющимися у него возможностями к их реализации . Переживание им frustratio ведет к девальвации жизненных ценностей , в том числе и ценностей моральных . Описание меланхолии , имеющей социально - психологическую подоплеку , сделано значительно позже , оно принадлежит ученому - энциклопедисту , философу Роберту Бёртону (1577-1640). В подробном трактате «The Anatomy of Melancholy» (1621) им были обозначены и причинные факторы этой весьма распространенной в его время болезни души , как - то : страх , бедность , безответную любовь , чрезмерную религиозность и пр . Меланхолия , присущая жителям туманного Альбиона времен царствования славной королевы Елизаветы I, получила и соответствующее название « елизаветинской » болезни . Елизаветинская эпоха ( вторая половина XVI – начало XVII века ) – это было время расцвета искусств и поэзии , музыки и театра , прославившее себя такими именами , как Уильям Шекспир и Кристофер Марло . С пьесами драматурга - трагика Кристофера Марло (1564-1593) на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=