Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 50 смерти и воскрешении Иисусовом , о скором пришествии Господнем , заповедует : радуйтесь в скорбях , всегда радуйтесь (1 Фес . 5,16). Вторя Хвалебной песне Давидовой ( Пс . 90,6) Энагрий Понтиак (346-399 г .), а также Иоанн Кассиан , римлянин (360-435 г .) предостерегают анахоретов от « язвы , ходящей во мраке , заразы , опустошающей в полдень », от искуса « беса полуденного », меланхолии беспричинной , свойственной отшельникам , селившимся в местах пустынных . Полуденная меланхолия составляет основной симптом acedia ( вялости , лени ), понятия синомимичного понятию « меланхолии ». Тоскливая ажитация понуждает страдальца покинуть келью , пуститься в неистовое бегство . Acedia, являвшаяся для отшельников « повальной напастью , которая наводит порчу в полдень », обычно связывалась с 90 псалмом . Обнаруживают близость следующие понятия : средневековое desperatio (« отчаяние ») понимаемое как порок , греховное сомнение в божьем милосердии и acedia, означавшая апатию , духовную леность , нерадивость а также tristitia (« печаль »). К XIII в . подобное состояние все более ассоциируется с физическим разлитием желчи и постепенно слово acedia вытеснило гиппократовскую « меланхолию » и стало употребляться и в значении « тоска ». В православной святоотеческой схеме основных греховных помыслов уныние является проявлением такого греховного состояния , как печаль , психического состояния , обусловленного переживаниями утраты , сопровождающимся погруженностью в себя , поглощенностью негативными воспоминаниями . Максимизация печали грозит нам возникновением мании печали ( реактивной мании ) – синдрома , возникающего непосредственно вослед за печальным психотравмирующим событием ( напр ., смерть близкого человека ). Если говорить о христианской рецепции печали , восходящей к неоплатонику Немесию ( ок . 390 до н . э .), то и печаль , и уныние рассматриваются в качестве проявления гипертрофированной , абсолютной привязанности к миру . Печаль , как горестное или желчное « грызение сердца » лишает человека способности к религиозному сосредоточению , к кроткому отношению к своим собратьям . При окончательном переходе печали в уныние подобная слабость души превращается в ее « изнеможение » – полное бездействие в религиозно - нравственном отношении . Однако негативная коннотация не всегда сопутствует понятию печали . Диаметральным взглядам Немесия на природу печали является подход , свойственный преподобному Исааку Сирину : « печаль ума » есть драгоценное Божие деяние ». « Чувство худости » ( печаль ) способствует осознанию порочности собственной жизни , совмещаясь с желанием обрести совершенство . В католическом перечне основных пороков , предложенном Григорием Великим ( ок . 540-604), печаль и уныние , соединены в единый порок , поименованный « печалью » (tristitia). Позднее моменты , столь характерные для более ранних трактовок уныния и печали , составили один из полюсов схоластического понимания Ακηβια ( Лень ). Ακηβια - уныние в отличие от Ακηβια - лени трактовались как важнейший духовный порок . Учитель Церкви , « князь философов » Фома Аквинский (Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princepsphilosophorum»), систематизатор ортодоксальной схоластики не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=