Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 49 Сегодняшний термин « Депрессия » ( от лат . Depressio – подавление ) появился сравнительно недавно – в XIX веке , а широкое распространение он получил только в 20–30 годах XX века . В античном понимании упадок духа , описанный в терминах депрессивного состояния , является изменой разуму и самому себе . Утратив расположение богов , в гомеровской « Илиаде » (7-8 в до н . э .), герой Беллерофонт , в депрессивном раптусе , « по Алейскому полю скитался кругом , одинокий , сердце глодая себе , убегая следов человека ». На протяжении более чем двух тысяч лет депрессия именовалась « Меланхолией » . Авторство термина « меланхолия » ( от др - греч . µελαγχολία « меланхолия », из µέλας « чёрный , тёмный » + χολή « желчь ; гнев ») приписывается « о тцу медицины » Гиппократу (460-370 г до н . э ), обозначившего данное страдание в своей гуморальной теории ( учении о телесных « соках »). По мнению великого врачевателя , именно избыток в организме черной желчи в организме порождает меланхолию - болезнь , длительно персистирующее состояние печали , не имеющее своего причинного обоснования в делах житейских . Продолжатель гиппократовских интуиций мудрец Аретей из Каппадокии , римский философ и врач , в первой половине II века утверждал , что «sine manifesta gravis causa», иначе говоря , грустная идея ( меланхолия ) может и не иметь каких - либо явных причин , то есть возникать спонтанно . При всем при этом , в качестве инициирующей причины меланхолии возможно и воздействие некоего угнетающего , печального события , Психогенную меланхолию Аретей определяет как « угнетенное состояние души , сосредоточившейся на какой - либо мысли » (Animi moeror propter certain opinionem). Для античного учения о болезнях души ( психиатрии ) характерно чрезвычайно широкое толкование понятия « меланхолии », в которое включались меланхолический темперамент и депрессия , а также обсессивные , ипохондрические и бредовые состояния . Аристотель находил признаки меланхолии у тех немногих , кто блистал талантом в области философии , в управлении государством , в поэтическом творчестве , или в занятиях искусством . По его мнению , все они страдали меланхолией . Древнеримский философ Марк Туллий Цицерон приравнивал состояние печали ( скорби ) к пытке , в своем неприятии меланхолии он был солидарен с ранним стоиком Хрисиппом , называвшем меланхолию « растлением самого человека ». Согласно христианскому учению , страдание делает человека нравственно чище , а уныние ( меланхолия ), сопутствующее страданию противоречит устремлению человека к нравственной чистоте . Вселенский святитель Иоанн Златоуст с высокой константинопольской кафедры , окормляя паству , утверждал , что « Ничто так не отгоняет беспечности и рассеянности , как скорбь и печаль ; она отовсюду сосредотачивает душу и обращает ее к самой себе » [2, с . 333]. Уныние , в христианском понимании , является одним из пороков , изменой Господу . В своем послании к фессалоникийцам ап . Павел , повествуя о

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=