Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 45 карикатуры могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства ( например , в плакате , газетной или журнальной графике )» [4, с . 311]. Задача карикатуриста показать нам нас самих и наш окружающий мир с неожиданной точки зрения . Причем степень остроумия зависит от духовной культуры любого народа , общества и эпохи . « Карикатура – это образ мыслей , это рисунок времени , который может создаваться лишь развитым умом , ведь над собой способны смеяться лишь духовно здоровые и сильные человек и общество » [2, с . 7]. Любые виды карикатуры можно считать равноценными , будь то бытовая изошутка , шарж , театральная , политическая и т . д . Художественная ценность рисунка зависит только от таланта художника . Многие карикатуры предстают перед нами без привычных надписей , это своего рода карикатуры « без слов », в которых проявляется профессионализм художника , поскольку рисунок должен говорить сам за себя . С другой стороны , карикатура – это сложная закодированная система , которая зависит от времени и эпохи создания . Карикатура может показаться нам как злой , так и доброй , она может обличать сатирой и согревать юмором . Чтобы понимать и воспринимать карикатуры , осознавая , что хотел донести до нас художник , необходимо иметь хотя бы каплю чувства юмора , быть готовым улыбаться и смеяться не только над открывающими , но и над самим собой . Карикатуру можно сравнить с жанром басни в литературе . В каждой басне имеется кроме сатирического начала , начало философское . В конце каждой басни мы находим слова « мораль сей басни такова …», и высказывается истинное содержание текста . Отличие карикатуры лишь в том , что печатный текст заменен изображением , графическим рисунком , и по этому рисунку зритель догадывается , что хотел донести до него автор . Однако , карикатура в XXI веке потеряла изначальную цель своего создания – обличение и высмеивание пороков , и в большинстве своем превратилась в нелепые , а порой и аморальные , картинки с надписями . В большей степени данное перевоплощение можно отнести к влиянию времени . Меняется эпоха , с ней меняются принципы , правила приличия , стереотипы , отражаясь на разных областях человеческой деятельности , – экономике , политике , образовании , здравоохранении и т . д . И , конечно же , все это накладывает свой отпечаток на культуру и искусство в целом . Конечно , нельзя отрицать , что первые карикатуры не были настолько гуманного содержания , но в любом случае они придерживались изначально заданному направлению – обличение пороков через смех . Сейчас же на первый план выходит « черный юмор ». Вместо обличения мы видим надсмеяние не только над пороками , но и над бедами людей , верованием и различными религиями . Многие журналы , специализирующиеся на карикатурах , переступают ту тонкую грань дозволенности , когда вместо незначительной шутки или язвительного обличения перед нами предстает издевательство над чьим - то горем , потерей . Они , отбросив все моральные принципы , переступили через

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=