Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 43 Появление первых карикатур связывают с Крестьянской войной 1524-26 в Германии , Реформацией , первыми буржуазными революциями XVI-XVIII вв . в Нидерландах , Англии , Франции . А , как правило , расцвет карикатуры происходит в периоды крупных общественных конфликтов . В России карикатуры появляется в XVII веке , ее зарождение начинается с лубочных картинок . Карикатура обладает удивительным свойством выражать мнение не только автора , но и читателя . В карикатурах используются разные техники и жанры исполнения ( графика , иллюстрация , коллаж , монтаж , фотография , плакат , живопись , реклама , анимация , скульптура и объемные изображения , архитектура , инсталляция , перформанс , актинг ), позволяющие целенаправленно преувеличивать и подчеркивать отрицательные стороны жизни общества или отдельных личностей . Карикатура является удивительным жанром , который можно сравнить с королевским шутом , единственным кто может говорить в лицо правду своему хозяину . Через карикатуру можно рассказывать о любых вещах – страшных , смешных , горестных , пугающих . Карикатура представляет собой специфическое проявление комического в изобразительном искусстве , сатира и юмор служат для критики , разоблачения , осмеяния каких - либо социальных общественно - политических , бытовых явлений . « Карикатура – это произведение или отдельный художественный образ , в котором в юмористической или сатирической форме преувеличиваются характерные особенности , чаще отрицательные , а иногда и положительные как у отдельного человека , так и у общества или явления с целью их осмеяния или возвеличивания » [2, с . 6]. Б . Р . Виппер в своей книге « Введение в историческое изучение искусства » подчеркивает три основных средства карикатуры : 1. В карикатуре , прежде всего , должно присутствовать одностороннее преувеличение или подчеркивание : обязательно в сторону уродства , безобразия , низости , и непременно с насмешкой . Если будет присутствовать всестороннее преувеличение , как физическое , так и духовное , и если не наблюдается противоречия между отдельными элементами , то в конечном результате мы будем видеть повышенную экспрессию , трагичность , в отдельных случаях героизм . 2. Карикатуре необходимо отклонение от нормы , нарушение естественности , но с соблюдением границ . В карикатуре должно в равных пропорциях сочетаться реальное и иррациональное . Если в увиденном « творении » вообще не существует норм и изображение представляет собой полное отрицание действительности , то это уже не карикатура , а гротеск . Карикатура же требует отдаленного сходства с натурой , хотя бы небольшого сходства с реальностью ( так , например , невозможно себе представить карикатуру черта ). 3. В любой карикатуре должно быть сходство с человеком , даже если художник не намерен изображать именно человека ( например , у Брейгеля есть

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=