Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 37 Исследователь Б . С . Ерасов , среди ряда имеющих наибольшую популярность определений цивилизации , в качестве наиболее устойчивого , выделяет следующее : « Цивилизация как социокультурная общность , формируемая на основе универсальных , т . е . сверхлокальных ценностей , получающих выражение в мировых религиях , системах морали , права , искусства . Эти ценности сочетаются с обширным комплексом практических и духовных знаний и разработанными символическими системами , способствующими преодолению локальной замкнутости первичных коллективов » [5, с . 25]. Глобализация же , по словам одного из ведущих разработчиков ее концепции Р . Робертсона , есть « сжатие мира », усиление взаимозависимости всех его частей , сопровождающегося интенсифицирующимся осознанием целостности , единства мира . Следствием глобализации становится то , что различные локальные культуры вступают во взаимодействие друг с другом , без универсального распространения каких - либо социальных институтов и культурных символов [6]. Семантическое тождество приведенных концептов достаточно очевидно – установка на экономическую , политическую , социально - культурную , религиозную интеграцию и унификацию , с той лишь разницей , что в последнем случае данные процессы мыслятся во всемирном масштабе . Тем не менее , принцип отказа от универсальности « институтов » и « культурных символов », предполагающийся Робертсоном , воплощаясь в реальность , демонстрирует существенные перверсии : сведение национальных способов хозяйствования к единообразной системе мировой рыночной ( подчеркнем , сетевой ) геоэкономике , крушение национально - культурных суверенитетов и идентификаций . Сюда же можно отнести приверженность рационализму , сциентизму , технократизму ( с чем связывается идея прогресса как базиса и материального благополучия , так и возможности духовной и индивидуальной свободы ), политическая и правовая демократия , инициативность и ее стимулирование в различных областях социальной жизни , возрастающее воздействие на функционирование отдельных стран и народов факторов международного значения с целью координации и оптимизации процесса продвижения к вышеуказанным ценностям . В целом , по ряду критериев , феномен модернизации , считающийся предшественником и опорой глобализации , во многом также оппозиционен последней , поскольку ориентирован на разделение функциональных ролей и деятельностей в производстве , частной и общественной жизни , дифференциацию отраслей хозяйства ( промышленность , торговля , секторы услуг ), образование самостоятельных централизованных государств , разделение властей , признание интересов различных социальных групп и движений , религиозный плюрализм , плюрализм ценностных ориентаций с поправкой на толерантность и совершенствование средств распространения информации . Глобализация же ( в идеале ) нацелена на укрепление единства ( что пока в стадии господства « единственности »), парадигмы ( пока – состояние

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=