Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 36 стоит ли за классической гегелевской диадой « тезис - антитезис » желаемый синтез , резюмируемый в глобализационном феномене ? Вероятно , нет , поскольку : 2. За видимым противостоянием религиозных идеологий с очевидностью стоят экономические и внешнеполитические интересы борьбы за однополярный мир , как реальной альтернативе глобализации ( что также вполне пригодно для претензий на роль « синтеза »), иначе как объяснить , что преимущественно христианская Россия легче консолидируется с мусульманским Ираном , Иорданией , но Европа крайне неохотно совершает шаги к российскому сближению ? 3. Если рассуждать о некоей нематериальной основе , применительно к которой еще правомочно заявлять об успехах глобализации , то это будет паразитическая по энергозатратам и отдаче сфера удовольствий и развлечений ( почему бы не считать увлечение « селфи » признаком торжества глобализации ?), что и является наиболее благоприятной средой унификаций всякого рода для вечно скучающего и жаждующего впечатлений индивида , взращенного технократическим обществом . Итак , несмотря на то , что современная фаза глобализации пребывает в стадии некоей неопределенности перспектив , Россия , в лице высшего руководства , продолжает линию приверженности данному процессу . Для рассмотрения потенциалов нашей страны к участию в нем , ее места , целесообразно обращение к некоторым историческим фактам . Понятие « глобализации » требует задействования соответствующей « глобальной » терминологии , в частности , замены в анализе понятия « культура » более емким понятием « цивилизация ». В рамках данной терминологии позволительно рассуждать об имеющемся цивилизационном разрыве между Россией и Западом , корни которого определяются и особенностями исторической динамики , и территориально - природными факторами , и рядом прочих причин . По поводу первого отметим следующее . Абсолютный период своего исторического бытия , оформляющаяся в качестве самостоятельного государства Русь , просуществовала в условиях самоизоляции ( по причине конфессиональных разногласий с « латинянами »). Прецедент петровского опыта европеизации положил начало ритмике колебаний России в отношении сближений с Европой ( откат в сторону изоляционизма после смерти Петра , новый поворот к Европе в екатерининскую эпоху – до начала войны с Наполеоном , далее следует очередной интерес к европеизму , начавшийся с реформ Николая I и усиленный марксистскими умонастроениями , закончившийся в 1917 году ), и с начала перестроечного времени до сегодняшнего момента Россия вовлечена в очередной виток всемирной либерально - демократической модернизации . Насколько оправдано привлечение термина « цивилизация » в подобном случае ? Оправданно считать , что целью глобализационных процессов является построение именно цивилизации модернизационного типа . Для анализа сравним два определения – « цивилизация » и « глобализация » ( разумеется , с учетом того , что полного дефинитивного консенсуса не выработано ).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=