Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 35 очередь , также обретших консолидацию в идее построения единого мусульманского халифата . Здесь уместно вспомнить суждения американского футуролога С . Хантингтона [4], предрекавшего ближайшему будущему распад мира на несколько новых цивилизаций , основанных на идее « реванша Бога », поскольку конфессиональные разногласия порой оказываются зачастую более весомыми , чем экономическая диспропорция в соотношении развития стран . Последние события , связанные с беспорядками , вызванными в Европе арабскими беженцами , волны недовольства коренного европейского населения демонстрируют откровенную несостоятельность адаптивных возможностей иных культур , если они базируются на столь фундаментальном базисе , как религия . Используя постмодернистский дискурс , для нынешней ситуации можно предложить такую интерпретацию : имеет место противостояние цивилизаций , утративших « Великого Другого », и цивилизаций , его сохранивших . Впрочем , духовно - религиозная составляющая не столь часто фигурирует в качестве средства интеграции или унификации , в подавляющем большинстве случаев основанием глобализации признается экономика . Применительно к данной теоретической позиции , преимущества глобализационных трансформаций представляются практически самоочевидными : в первую очередь , подразумевается оптимизация сфер промышленного производства за счет рационального распределения секторов экономики по территориально - ресурсному принципу и совместная координация усилий задействованных стран в механизмах управления . Определенные успехи в данном направлении достигнуты , чему способствуют и потенциалы современного информационного общества . Создается виртуальная мировая торговая сеть , виртуальная банковская система , центры управления ведущими промышленными концернами и рынками , но параллельно с этим явно обозначается почва для иной социальной дифференциации : с одной стороны , это страны - производители массы потребительских товаров , и страны , удерживающие монополию на производство и распределение информации , с другой . В роли первых , по - прежнему выступают государства с низкими затратами на рабочую силу , что скорее соответствует еще марксистской идеологии эксплуатации дешевого труда и извлечения прибыли ( естественно , подразумевающей совсем иные формы глобализации ), но никак не демократическим принципам , которые , хотя бы по видимости , должна « подтягивать » за собой глобализация современная . Если перефразировать слова Н . Бердяева , высказанные по поводу « загадки Возрождения », можно отметить : тайна глобализации в том , что ( во всяком случае , пока по существующим признакам ) она не удалась . События последних дней – обострение угрозы терроризма , борьба с ИГИЛ ( ДАИШ ), казалось бы , подтверждают прогнозы Хантингтона , однако здесь приходится учитывать ряд поправок . 1. Накал военных страстей не отражает состояние многополярности мира ( что должно следовать из суждений американского социолога ), но сводит множественность к традиционной дуальности , тем самым действительно стимулирует интеграционный настрой . Тем не менее ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=