Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 34 Лиотара . Прежде всего , речь идет о создании и реализации нового « великого нарратива » – процесса глобализации , долженствующего ( о чем пишет Фукуяма ) в итоге обеспечить общность социально - культурных ценностей и императивов . Процесс глобализации мира происходит уже не первое десятилетие . Тем не менее , до сих пор не выработано однозначного определения по поводу сущностной характеристики данного феномена . По крайней мере , наиболее устойчивыми , повторяющимися его атрибутами можно полагать интеграцию и унификацию . Имеются в виду явления экономики , и культурных приоритетов , мировоззренческих , религиозных и политических ценностей , построение общедоступного информационного базиса . Однако вследствие различия опорных принципов в поисках определений оказывается крайне затруднительным не только выработать универсальную дефиницию , но и сформулировать некую приемлемую идею о начале данного процесса ( к примеру , возможно связать инициацию данного процесса с постмодернистской идеей Лесли Филдера (Leslie Fielder) «Cross the Border, close the Gap», сформулированную им в 1969 г ., что примечательно , в журнале «Playboy») и , тем более , прогнозировать варианты его финала . Интеграция не есть стирание противоречий , не поглощение многих одним , но предполагает относительную автономию составляющих целое компонентов , поскольку , при отсутствии последней , ни о какой интеграции говорить невозможно чисто логически : система с одним элементом перестает быть продуктом интеграции , ибо перестает быть системой . Антисистемные тенденции – явление , более специфичное в отношении унификации ( но не интеграции ), поэтому используемые понятия никак не следует помещать в синонимический ряд ( отдельно это подчеркнем , поскольку к настоящему моменту оформилась четкая тенденция сведения смысла глобализации к доминированию американской версии «e pluribus unum», т . е . построения однополярности ). Логичен тезис о неизбежности противодействия глобализационным процессам , конкретно , о стимулировании эффекта границ и дифференциаций . К примеру , если считать первым крупным шагом в сторону построения глобальной религиозной идеологии средневековые интенции к утверждению католицизм в качестве единой мировой религии , ответом же на него послужило подчеркнутое дистанцирование православного мира , а в дальнейшем – отпочкование от католицизма обретших обособленность религиозных течений лютеранского и протестантского толка . В 1967 г . неотомист Ж . Маритен ( в работе « Крестьянин с Гаронны ») уже с горечью констатирует , что католицизму противостоит не протестантизм или православие , но скептик - либерал , равнодушный ко всякой религии вообще , из чего логично допустить , что одним из сопутствующих « перформансов » глобализации оказывается не интеграция ( кооперация ), но разрастание объема противостоящих полюсов . Увеличению могущества одного полюса тут же ( как очередной антитезис ) начинает противодействовать раздробленная сеть мелких террористических группировок мусульманско - реформаторского ( салафитского , т . е . еретического ) толка , в свою

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=