Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 33 С . Е . Юрков Тульский государственный университет ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК « МЕТА - НАРРАТИВ » СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ В статье анализируется состояние современного глобализационного процесса , причины , препятствующие его оптимальной реализации , оценивается место России в данном процессе , дается характеристика глобализации как « мета - нарратива » современной истории и признаки ее виртуализации . Ключевые слова : глобализация , интеграция , цивилизация , финал истории , симулякр . S. E. Yurkov Tula state university (Tula, Russia) GLOBALZATION AS A «META-NARRATIVE» OF MODERN HISTORY The article examines the state of the contemporary globalization process, obstacles to its optimal implementation and estimated Russia's place in this process, the characteristic of globalization as a «meta-narrative» of modern history and the signs of its virtualization. Keywords: globalization, integration, civilization, the history of the finals, a simulacrum. Смысл динамики мировой социальной истории на нынешнем ее этапе многими мыслителями оценивается достаточно скептически , если не с откровенной пессимистической импликацией . Классические футурологи Д . Белл , А . Тоффлер , М . Кастельс характеризуют ее состояние как переходное , хотя применительно к такой сложнейшей системе , как мировой социум , заниматься аналитикой прогноза , пусть и ближайшего будущего , в чем - то аналогично разгадке тайны распределения бифуркационных вероятностей в синергетике . Особенно стоит выделить « финалистские » концепции ( Ф . Фукуяма , Ж .- Ф . Лиотар ), фиксирующие закат истории в плане противостояния фундаментальных идеологий или исчезновения стратегических линий , структурирующих современную культуру и дающих возможность рассуждать о ее позитивной эволюции или какой - либо вообще внятной перспективе дальнейшего существования . По мысли Лиотара (« Состояние постмодерна ») нынешняя культура « утратила доверие к метарассказам » [1], тем самым лишила смысла собственную историю в ее традиционной интерпретации как последовательности событий , имеющих смысл . Данной позиции фактически близок Ж . Делез , описывающий мир в терминах анонимных , номадических сингулярностей [2], т . е . логически не связанных непредсказуемостей , или Фукуяма , определяющий дальнейшее течение истории как бессобытийное [3], по причине распространения в мире унифицированной системы политических и культурных ценностей , олицетворяемых современной моделью европейской либеральной демократии . Происходящие мировые изменения демонстрируют откровенную склонность мировой идеологии к тезису Фукуямы , в противовес теории

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=