Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 28 закономерен и объективен в рамках эволюции монистической вселенной [18, л . 1 об .]. Более того , К . Э . Циолковский выделял и доказывал определенную направленность в эволюции материи во вселенной в виде движения от прототуманностей , к галактикам , и далее к звездным системам , к планетным системам , к возникновению живого вещества , к появлению разума . Он допускал , что в частных случаях могут различаться условия планетообразования , могут , в связи с этим , возникать различные формы жизни . Но это не должно никого смущать , ведь итог везде один : вершиной эволюции космоса в любой его части становится разум . И это – важнейший закон бытия монистической вселенной . Ведь если подобны туманности , галактики , солнечные системы , планеты , если они состоят из одного вещества ( подобного ) если в разных частях вселенной происходят подобные химические и физические процессы , если вся вселенная живет по одним и тем же законам , значит , на подобных планетах возникает подобная жизнь , порождающая затем разум . Рассматривая процессы , постоянно протекающие в окружающем нас мире , в космосе , развивающиеся во времени из прошлого в далекое будущее , ученый приходил к выводу о том , что в природе , во вселенной в целом , происходят постоянные процессы кругооборота , как вещества , так и явлений . При этом основными являются два процесса : синтез новых объектов и их распад , гибель . Причем , это характерно для всей вселенной , на всех ее уровнях , во всех ее частях . Во вселенной в целом эти два процесса взаимно уравновешены , что приводит к определенной стабильности космоса , хотя , по мнению К . Э . Циолковского , существует и общая глобальная тенденция в развитии вещественных структурных форм вселенной от более простых к более сложным . ( в терминологии К . Э . Циолковского – от « легких » к « сложным ») [15, л . 3, 5]. Именно поэтому К . Э . Циолковский был резким противником различного рода абсолютно финалистских сценариев развития вселенной , допуская лишь временное угасание отдельных частей космоса , возможность их самовозрождения к активной длительной жизни . Так в структуре монистической вселенной и ее эволюции возникают циклы ( цикличность ) развития . Циклы не замкнутые , прогрессирующие – это некий вид не замкнутой , растянутой спирали . Некое подобие лестницы или волнистой дороги , опускающейся вниз . Периодичность ( относительная ), цикличность и прогрессивность в развитии вселенной – вот главные идеи этих образов . К . Э . Циолковский был механицистом в основе своего мировоззрения , и поэтому миры в процессе их развития и усложнения (« утяжеления ») у него как бы куда - то опускаются , становясь все более « сложными », а значит , и « тяжелыми ». ( По законам механики « тяжелое » располагается ниже « легкого »). Поэтому и вся эволюция вселенной векторно направлена у ученого вниз . Таким образом , основным принципом « космической философии » К . Э . Циолковского , основным законом всего его учения становится закон монизма вселенной . Этот закон утверждает единство вселенной на всех уровнях , единство законов , управляющих ее жизнью , а , следовательно , и подобие всех

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=