Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 26 исследовать этот феномен . Так в его творчестве , во все его периоды , тема Первопричины бытия становится едва ли не главнейшей . Уже в 1925 году он писал : « Причина есть , потому что существует Вселенная ... При изучении Вселенной мы должны прийти к выводу , что причина безмерно выше космоса ... Сама она не соизмерима с ее изделием ... как мы производим какую - нибудь вещь , так причина создала бесконечности всех родов » [20, с . 25-26]. Эти взгляды , с той или иной степенью яркости и убежденности , были присущи ученому на всех этапах его жизни и творчества . Временами он становился более пантеистичным , сливая Первопричину с материальной природой и приближаясь к традиции Возрождения , к Дж . Бруно . Временами он был более ортодоксальным , соединяя Первопричину с идеей христианского бога . На определенном этапе в философии К . Э . Циолковского , в представлениях ученого Первопричина бытия космоса , « причинностная », бытийная , сущностная роль во вселенной была отведена атому эфира . И это сблизило его с традицией необуддистской , с « монадологией » Готфрида В . Лейбница . Вселенная в представлениях ученого состояла из обыкновенных атомов ( физические атомы , известные классической науке , атомы разных веществ ), из которых составлялось все вещество космоса , и из атомов эфира – сверхтонкой и сверхплотной субстанции . Она , по мнению ученого , равномерно занимает собою все пространство космоса . Атомы эфира образовывали и атомы « обыкновенные » [13, л . 1 об . ; 16, с . 29]. Так в монистической вселенной ученого возникает идея непрерывного движения , развития и кругооборота процессов и явлений . Более того , К . Э . Циолковский пишет о возможности физического развития вселенной , ее угасания и возрождения , что весьма близко к современным представлениям об осциллирующей модели вселенной [9, с . 115]. Какой же К . Э . Циолковский видел вселенную в целом : статичной или подвижной , меняющейся или же сохраняющей свою структуру и формы ее образующие такими , какими их сделал Творец ? Ученый доказывал , что монистическая вселенная была всегда и всегда будет существовать во времени и пространстве . Она бесконечна , однородна и одноструктурна на всем ее протяжении . Иными словами , свойства и законы , царящие во вселенной , одинаковы во всех ее уголках , они не меняются под влиянием пространства и время ( по крайней мере , основные законы и свойства вселенной ) [11, л . 1 ; 17, с . 11]. Насколько эти взгляды К . Э . Циолковского современны , соответствуют ли они данным современной науки , научному мировоззрению наших современников ? Его представления о строении и судьбах вселенной достаточно хорошо соотносятся с современным пониманием строения и структуры вселенной , как однородной , изотропной , свойства которой не изменяются кардинально в разных ее частях . Весьма интересно и ценно , что данный вывод о структурной организации вселенной , о ее безграничном распространении в пространстве и времени , в законченном виде , присутствует в работах ученого уже в 1918 г . Подходы же его к подобному пониманию вселенной созревают , безусловно , значительно раньше , что вообще свойственно всему творчеству

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=