Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 25 принцип развития , движения вперед , постоянного прогресса . Ученый стремился быть максимально последовательным и логичным в своих рассуждениях и гипотезах , а , значит , он предельно научен в подходах к тем или иным проблемам . Не называя его , К . Э . Циолковский всеми своими исследованиями обосновывает принцип детерминизма , зависимости и логической последовательности в реализации событий , происходящих во вселенной , на протяжении всего ее развития . Причинно - следственные связи признаются ученым основным типом связей , которые характерны для нашей вселенной . У него это выступает в виде постоянных утверждений о том , что , если что - либо произошло , то неизбежно должно случиться вполне определенное последующее событие . Например , если возникает планета , если она находится в подходящих условиях , то на ней зарождается жизнь , которая в дальнейшем достигает ( и это неизбежно и закономерно !) разумного этапа в развитии . В то же время , оставаясь сыном своего времени , К . Э . Циолковский является ярким выразителем идей эволюционизма , господствовавших в естествознании того времени . Процесс эволюции у него протекает однолинейно и однонаправленно . Это прогрессивное движение , по мнению ученого , не имеющее возможных регрессивных тенденций , или инвариантности . В этом проявляется ограниченность концепции К . Э . Циолковского . Для сторонников материалистической точки зрения характерно рассматривать Вселенную как замкнутую систему , которая подчиняется законам , а именно тем законам , которые самопорождаются этой системой , от нее зависят и на нее влияют . Причина здесь реальна лишь для той сущности , которая находится в рамках самой системы . Но парадоксально , что следствие может выходить за пределы системы , порождая новые их множества . Иными словами , некая изначальная система может становиться внешней причиной по отношению к системам последующим . Возникает логическая бесконечность , ограниченная в своем развитии ( есть начало , но нет конца !). Но это , в конечном итоге , не снимает проблемы начала . Так у К . Э . Циолковского возникла идея первопричины . Таким образом , монистическая вселенная у К . Э . Циолковского получает характерный признак : она имеет свою первопричину , то , что , собственно , и создает вселенную , являясь ее первоначалом . Об этом в свое время писал В . В . Соколов , ставя К . Э . Циолковского в один ряд с великими естествоиспытателями - деистами прошлого , включая его в великую культурно - философскую традицию [8, с . 75]. Становясь на позиции деизма , К . Э . Циолковский , как и многие его предшественники , фактически удалял первопричину , первоначальный акт творения в бесконечные дали прошлого , совершенно гипотетические , умозрительные , а , следовательно , и объективно невероятные . Это развязало ему руки , образно говоря , позволило углубиться в проблематику настоящего , особенно будущего . Но мировоззренческая сущность К . Э . Циолковского - ученого , К . Э . Циолковского - исследователя была слишком своеобразна . Как мог он пройти мимо волнующей , загадочной проблемы бытия Первопричины ! Долг исследователя заставлял его постараться

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=