Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 24 закономерным в рамках монистической вселенной . Так , в законе монизма единичное экстраполируется на общее ( одна Солнечная система – Солнечные системы в галактика , в рамках вселенной ), а общее , в свою очередь , переносится на единичное ( закон монизма , действующий в каждой из Солнечных систем ). Нам кажется , что в формулировке этого принципа как универсального закона , закона « Монизма Вселенной » заключена очень сильная , динамичная , эвристическая часть исследований и вообще системы взглядов К . Э . Циолковского . Во многом обоснование и использование именно этого принципа , позволило К . Э . Циолковскому прийти к интереснейшим выводам и результатам в своих работах . В монистической ( единой ) вселенной К . Э . Циолковского не существует принципиально различных путей развития ( в структурном смысле ). Разнообразие может проявляться значительно позднее , на более сложных , продвинутых путях развития . Раз появляются галактики , рассуждает К . Э . Циолковский , то рано или поздно , но в них возникают Солнечные системы . В дальнейшем на некоторых планетах этих систем , закономерно возникает жизнь , а затем и разум . Этот процесс имеет характер универсального закона для всей Вселенной . Он объективен ( т . е . не зависит от нашего желания ). Следовательно , жизнь – явление закономерное в рамках Вселенной , а не случайное , не уникальное . К . Э . Циолковский , безусловно , был сыном своего времени , сыном своего века . Поэтому , говоря о Вселенной , ее устройстве и эволюции , настоящем , прошедшем и будущем , К . Э . Циолковский стоял на позициях механистического эволюционизма . Это было характерно для большинства естествоиспытателей и для позитивизма в целом на рубеже Х IX-XX веков . Большинство ученых - естествоиспытателей в XIX веке искренно и естественным образом были убеждены в том , что законы механики и есть истинные законы бытия космоса . Они рассматривали эти законы как объективную картину реальности в целом , но не как фрагмент этой картины . Механистические представления о космосе прочно лежали у них в основе бытия . И для своего времени это было достаточно прогрессивным и положительным . Эти взгляды способствовали развитию позитивного знания , развитию практических наук о природе и обществе . Все это в полной мере относится и к К . Э . Циолковскому . Но было бы неверным думать , что взгляды ученого на вселенную и устройство ее были просты и однозначны . Вселенная у К . Э . Циолковского была устроена сложным образом . Ее монистичность , лишь одна из сторон сложной и поистине многообразной вселенной , во многом противоречивой , как бы сложенной , сотканной из явлений материального и духовного порядка . Здесь эклектически сочетаются теистические , деистические , пантеистические , необуддистские взгляды ученого . Яркие идеи панпсихизма буквально пронизывают его работы . Картезианские принципы соседствуют здесь со взглядами , характерными для эпохи Просвещения . Для К . Э . Циолковского , бывшего по сущности своего мировоззрения механицистом , очень важным становится возможность реализовать , обосновать в своей системе взглядов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=