Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 23 же явления , подчиненные одним и тем же законам природы , известным или же еще неизвестным , но столь же универсальным . И базируется все это единство прежде всего на универсальной структурной основе , на атомах , из которых состоит все вещество известной Вселенной : « Вселенная составлена из простых и сложных тел » – пишет ученый в 1931 году , – ... « простых тел известно около 90» [17, с . 6]. И эту мысль мы можем найти во многих и многих его трудах . К . Э . Циолковский был ярким последователем атомизма и атомистической традиции . И традиция эта , богатейшая в истории современной науки и философии , восходит к мощному древу античной культуры и философии , к патеизму Дж . Бруно , считавшему , что материя вечна , несотворённа , атомарна , что она вечно и непрерывно самодвижется [1, с . 88]. Эта традиция лежала в основе трудов многих и многих мыслителей и ученых эпохи Возрождения , Нового времени , современности . Но что может дать утверждение об атомарном единстве ( монизме ) вселенной для К . Э . Циолковского ? Почему это столь важно для него , доказать то , что все везде и во всякие времена подобно , едино на структурном уровне ? Данное положение позволяет ученому делать далеко идущие выводы о принципиальной подобности вселенной не только в целом ( о ее структурном , глобальном единстве ), но и о подобии ее частей , о подобии ее систем , законов и процессов , в ней происходящих . Другими словами , это позволяет ученому делать вывод о закономерности вселенной и универсальности ее законов во всех частях . Таким образом , формулирование К . Э . Циолковским принципа монизма ( единства ) вселенной , делает этот принцип , по его мнению , одним из основных , универсальных законов вселенной . Этот закон несет в себе заряд огромной гносеологической ( познавательной ) силы . Действительно , если мы изучаем процессы и явления , характерные для одной части Вселенной ( для Солнечной системы ), рассуждает К . Э . Циолковский , значит , эти процессы и явления будут столь же характерны , закономерны и обязательны для любой другой , произвольно взятой части вселенной ( подобной ей , находящейся в любой ее части ). Изучая строение Солнечной системы , Солнца , как ближайшей звезды , планет земной группы и т . д ., мы можем по аналогии распространять результаты наших исследований на иные , подобные структуры и образования во вселенной . Подобная унификаторская концепция характерна для мировоззрения многих естествоиспытателей . Она коренится в античной философии и науке и сохраняется поразительно долго в европейской культуре . Вплоть до наших дней . Она очень логична и экономична , позволяет малыми средствами , на основании ограниченного материала , делать глобальные обобщения . Задумаемся над логикой этого принципа , этого закона . Если в какой - то части вселенной возникает наша Солнечная система , включающая в себя ряд планет , на одной из которых возникнет биологическая жизнь , достигающая впоследствии разумной стадии , значит , это явление может быть закономерным в рамках всей вселенной ( при наличии сходных условий и параметров существования системы ). Вытекая из закона монизма , данный процесс ( образования планет , населенных разумными существами ) становится

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=