Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 22 единства бытия как продолжения развития идеи всеединства , столь характерной для философии В . Соловьева , Н . Федорова , русского космизма вообще , единство законов развития материи и разума во вселенной . К . Э . Циолковский был убежден в том , что в мире действуют единые законы развития , единые для эволюции живой и косной материи . По его мнению , по этим законам , в соответствии с ними , развивается и космос , и Земля и человек , и человеческое общество [10, 1 об .]. С этой точки зрения Земля , как планета Солнечной системы , являясь частью космоса , так же подвержена действию всеобщих законов . В своем развитии она развивалась естественным путем , путем эволюции материи во вселенной . Эволюции Земли – это путь эволюции многих иных планет в нашей Галактике и во вселенной вообще . Этот путь в общем виде описывается Канто - Лапласовской небулярной теорией . Следуя за И . Кантом , К . Э . Циолковский так описывает этот процесс : « Далее туманность , под влиянием тяготения , сгущается все сильнее и образует более сложную материю , которая , конечно , образовалась из водорода , гелия и электронов . … Вращение ее , едва сперва заметное , по законам механики , ускоряется все более и более . … Из нее , с течением времени , формируются планеты со своими спутниками » [14, л . 21-22]. Единственное различие , и принципиально важное в данном случае , это время возникновения галактик и солнечных систем во вселенной . По мнению ученого , Земля возникла относительно недавно . По космическим масштабам наша солнечная система , достаточно молодое образование [18, л . 2 об .]. Естественным , поэтому было бы предположить , что определенное количество планет появилось раньше Земли , обогнав ее в своем эволюционном развитии . К . Э . Циолковский отмечал , что возраст Земли и человека незначителен [19, л . 2 об .]. Но это не должно быть поводом для наших огорчений , ведь впереди у нас еще долгий путь эволюции , а пройденная часть пути развития – лишь самое ее начало . Размышляя в целом об эволюции вселенной , ее закономерностях и направленности , К . Э . Циолковский приходит к выводу , что путь развития , эволюция в природе представляет из себя некую лестницу , на которой эволюция преодолевает некоторые ступени , поднимаясь все выше и выше по пути прогресса , по пути усложнения . При этом переход от неживой материи к живой , от существа животного к веществу разумному , наделенному интеллектом незаметен , неощутим , что свидетельствует в пользу идеи всеединства в природе , ее монистической организации . Таким образом , по мнению К . Э . Циолковского , основополагающим принципом , определяющим жизнь Вселенной , человека и человечества ( разума вообще , в любом его виде и проявлении ) является принцип монизма . Монизм – это единство Вселенной во времени и пространстве , единство материальное , временное , пространственное и структурное . Монизм – это глобальная непрерывность и относительная повторяемость явлений и процессов , происходящих во Вселенной . Вселенная , по мнению К . Э . Циолковского , едина прежде всего структурно . Она имеет атомарное строение . Где бы , в какой бы части вселенной мы ни оказались , какую бы ее отдаленную бесконечно от нас часть мы ни рассматривали , везде мы найдем одно и то же вещество , одни и те

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=