Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 21 как « неадекватной части мировоззрения ученого », считая , что этот раздел его философии надо называть как - то иначе . Определяющий вклад в понимание и оценку антропологических взглядов К . Э . Циолковского и русского космизма внес своими работами академик Д . А . Урсул , который вполне справедливо полагал , что противоречивые философские взгляды К . Э . Циолковского несли в себе огромный эвристический заряд , принципиально новые идеи , в частности , в постановке проблемы космического будущего человечества . Значимыми были исследования Е . Т . Фадеева , считавшего идеи К . Э . Циолковского в области космической эволюции разума безусловно важными с точки зрения попытки объяснить проблему саморазвития материи . В 80-90 е годы XX века начинаются определенные переосмысления антропологических взглядов К . Э . Циолковского . К ним стали относиться с большим вниманием . Изменилась и общефилософская оценка взглядов К . Э . Циолковского на проблему космического будущего человека . Она стала рассматриваться в двух основных аспектах : общефилософском и антропоэволюционном . Здесь необходимо отметить работы Л . В . Лескова . В них особо отмечается эволюционный оптимизм К . Э . Циолковского , антифиналистские оценки им перспектив цивилизационного развития , все возрастающая активная роль человека и разума во вселенной . Особое значение и важность в понимании особенностей философии К . Э . Циолковского имеют работы В . В . Казютинского [2-4]. Автор статьи так же касался этих проблем . [5- 7; 23]. В то же время , проблема до сих пор ждет своих исследователей . Жизнь и творчество К . Э . Циолковского пришлись на перелом двух эпох , века XIX и века XX. Будучи ярким представителем эпохи естествознания , преимущественного господства естественных наук , их преобладания в приоритетах интеллигенции того времени , ученый на этих науках обосновывал и свои философские и мировоззренческие представления . Астрономия , физика , химия , биология , вот те дисциплины , которые лежат в фундаменте его исследований , открывают простор его фантазии , но и регламентируют ее , направляя в определенное русло , оставляя фантазию в рамках научного подхода к событиям действительности . В связи с этим , во всех своих исследованиях К . Э . Циолковский остается на позициях ученого - естествоиспытателя . Это характерно для всего творчества ученого – стремление самые , казалось бы , необычные явления и события в природе объяснять естественными причинами . К . Э . Циолковский был исследователем , склонным к методическому , системному подходу к предмету исследования . Он стремился изучать вопрос всесторонне , максимально объективно , стремился к постижению самой его сути , причины событий . Подобный подход , безусловно , плодотворный , позволял ученому , во многих случаях самостоятельно , независимо от других ученых , чаще всего предшествовавших ему , прийти к верным выводам , установить реальные закономерности тех или иных событий . Основным методом исследования и главным инструментом познания у К . Э . Циолковского становится принцип материалистического монизма . Главное гносеологическое содержание этого принципа заключается в идее
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=