Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 19 Годдард , Р . Эсно - Пельтри , Ж . О ’ Нейл , Ф . Дайсон , А . Кларк и многие другие . Выяснение возможных путей развития человеческой цивилизации и перспектив ее устойчивого существования занимает важнейшее место как в русском космизме , так и в интеллектуальной жизни Западной Европы . Всем этим в значительной мере и объясняется устойчивый интерес к истории , теории и методологическим проблемам русского космизма , которые , начиная с 70- х годов ХХ века , неизменно находятся в центре внимания философов , социологов и антропологов не только в нашей стране , но и за рубежом [21; 22; 24; 25]. Научный и общественный интерес к русскому космизму связан с развитием практической космонавтики , продемонстрировавшей неизбежность и закономерность начала эры изучения и освоения космоса , космических путешествий . Космонавтика стала не только естественной частью бытия человека начала XXI века , но и формой его жизни , укорененной в структурах его мышления . Философское наследие К . Э . Циолковского в контексте русского космизма , как его классического представителя , разнообразно по содержанию и глубине разработанности общей проблематики и отдельных вопросов . Ему присущи глубокие прозрения , часто опережающие свое время , например , в создании философской и мировоззренческой базы для разработки теоретических основ космонавтики и ее практического развития . Уже в начале ХХ века К . Э . Циолковский , как и другие русские космисты , видел то огромное значение , которое могут иметь в будущем для человечества глобальные угрозы : экологической катастрофа , демографическая проблема , космические катаклизмы , истощение сырьевых ресурсов и т . д . К . Э . Циолковский подходил к решению этих и других проблем с антропологической точки зрения . Его глубоко интересовали проблемы духовного развития человека и человечества . В частности , близкой и важной темой для него стала проблема определения места христианства и религии вообще в развитии человеческого общества и культуры . Интерес к творчеству К . Э . Циолковского сохраняется на высоком уровне и в последние десятилетия . Во многом это объясняется тем , что именно К . Э . Циолковский развил идеи космизма в классической форме . В то же время , философские и научные идеи , выдвинутые и обоснованные в рамках русского космизма К . Э . Циолковским и сохранившиеся по большей части в рукописном наследии , сами нуждаются в реконструкции , систематизации , прояснении их философско - антропологического и социально - гуманитарного смысла , теоретической ценности и практического значения . К . Э . Циолковский , его жизнь , творчество и философские идеи начинают привлекать пристальное внимание исследователей с середины 50- х годов ХХ века . С этого времени – во многом в связи с началом эры освоения и изучения космического пространства – труды К . Э . Циолковского начинают регулярно издаваться . Появляются отдельные биографические исследования и диссертационные работы . В этом плане необходимо назвать , прежде всего , работы В . А . Брюханова , С . И . Самойловича , И . А . Кольченко , Б . С . Клементьева . В 60- е годы интерес к личности К . Э . Циолковского все более и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=