Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 15 фрагмент из « Чевенгура » наглядно передает это нравственное чувство сострадания к умершему миру : « В кузнице Якова Титыча взяло какое - то томление : « Пусть бы все умирало , – думал Яков Титыч , – но хотя бы мертвое тело оставалось целым , было бы чего держать и помнить , а то дуют ветры , течет вода , и все пропадает и расстается в прах . Это ж мука , а не жизнь . И кто умер , тот умер ни за что , и теперь не найдешь никого , кто жил когда , все они – одна потеря ». Это переживание вызывает скуку и тоску , которые приобретают онтологические свойства . Вот еще примеры : « Захар Павлович наблюдал реки – в них не колебались ни скорость , ни уровень воды , и от этого постоянств была горькая тоска »; « время же идет только в природе , а в человеке стоит тоска »; « ради сохранения равносильности в природе , беда для человека всегда повторяется ». Естественно , это не только в « Чевенгур ». Примеры можно множить , буквально выписывая всего Платонова . Вот слова из « Рассказа о мертвом старике »: « Все стало пусто , все жители уехали отсюда , и смертной жалостью к ним заболело сердце Тишки ». Писателю удается передать то , что часто не могут выразить философы . Только некоторые из них . Это настолько глубокое переплетение трагизма , тщетности , что оно уже граничит с какой - то вопиющей абсурдностью . Но эта абсурдность не кафкианская , но иного свойства ; это этическая и трагическая абсурдность , вызванная не желанием иронизировать над миром , но горько страдать от этого . Это в подлинном смысле эклессиастовская тоска . Нравственная оправданность существующего ( мега - совесть ) . И тоска , и тщетность , и абсурдность , и поиск смысла существования , и отчаяние , и стремление преобразить мир и невероятная соучастная любовь и жалость к человеку являются выражением особого « супраморализма » Платонова , его мега - совести , которая выражена в таких известных его словах : « Мне без истины стыдно жить ». Эти слова из « Котлована » связывают Платонова со всеми вершинными достижениями русской философии и литературы ( от Гоголя до Достоевского , Соловьева , Толстого Чехова и т . д .). Нравственное оправдание жизни есть самое главное духовное и философское испытание человека . С одной стороны , философское удивление и завороженность тайной мира , загадкой бытия , с другой , необходимость вынести эту жизнь , в которой смерть , бессмысленность , тоска , несправедливость . Платонов держал обе стороны , его философия – это и удивление и оправдание одновременно . Три главные исповедальные тезисы его философии : « горе во мне живет как вещество », « время – это движение горя » и « мне без истины стыдно жить » составляют духовную и метафизическую основу творчества Платонова , определяют специфику его философского взгляда на мир . Эти тезисы являются достаточным основанием для легитимности выражения « Платонов как философ ». Эти тезисы выражены особым платоновским языком , и поэтому они имеют такую силу проникновения в душу человека , и в тоже время , они понятны всякому и не требуют никакой особой дешифровки . Кристально ясная

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=