Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 13 Что касается художественных текстов , то часто сама их эстетическая организация прямо указывает на нечто непостижимое , лежащее в основании мира . Многие персонажи Платонова обладают детским мировосприятием , в основании которого удивление перед тайной мира . Например , бобыль из романа « Чевенгур » предстает перед читателем следующим образом : « Бобыль же всю жизнь ничего не делал – теперь тем более ; до пятидесяти лет он только смотрел кругом – как и что – и ожидал , что выйдет , в конце концов , из общего беспокойства , чтобы сразу начать действовать после успокоения и выяснения мира ; он совсем не был одержим жизнью , и рука его так и не поднялась ни на женский брак и ни на какое общеполезное деяние . Родившись , он удивился и так прожил до старости с голубыми глазами на моложавом лице ». Антиномия смерти / бессмертия . Можно было бы сказать , нисколько не погрешив перед истиной , что музыкой смерти заполнен космос Платонова . Иногда возникает ощущение , что смерть и есть главный герой платоновских произведений . Захваченность смертью так же сильна у Платонова , как и захваченность тайной . Если считать вслед за Платоном , Шопенгауэром и многими другими выдающимися фигурами , что осмысление смерти есть главный признак философии , то Платонов , безусловно , философ , причем один из первых . Отношение к смерти к Платонова как у любого крупного мыслителя достаточно противоречиво : от полного нравственного неприятия в духе Н . Федорова до метафизической и эстетической очарованности . Смерть выступает одновременно в двух ипостасях : это и враг и тайна . В качестве врага смерть воспринимается как наследие прежних темных эпох ; в качестве тайны – как носитель той глубины бытия , в которой свершается нечто значимое для человека . Острое , болезненное переживание смерти , проявляющееся в скорби по умершим и жажде бессмертия и воскрешения , лаконично выражено в романе « Чевенгур »: « мертвые прожили зря и хотят воскреснуть ». Эти парадоксальные слова отсылают нас в запредельные мыслительные высоты Платонова , в которых бессмысленность существования и жажда воскресения непостижимым образом связаны . В ранней публицистике явлена достаточно полновесная концепция смерти , проникнутая духом федоровского учения . В статье « Культура пролетариата » Платонов пишет : « Новая опасность человека – смерть . Против нее он направил свои удары и против нее из страха развил и возвысил над всеми остальными чувствами половое чувство . Размножение , замена себя на земле своими детьми – все это удары по смерти и полет к бессмертию » [13, с . 27]. Однако , это не дало никаких результатов , половое чувство оказывается бессильным перед смертью : « А пол работал на одном месте . Дело борьбы с великим врагом – смертью вперед не подвигалось . Найдя благо в половом чувстве , люди окаменели . Смерть была жива и стояла на месте , и растущий мозг увеличивал сознание опасности [13, с . 28]. И далее Платонов высказывает мысль , которая является его духовным кредо этого периода и вообще

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=