Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 120 Переход к следующей части катехизиса (« Символу веры ») является с теологических позиций Лютера логичным в силу того , что , усвоив закон , грешные по своей природе люди должны знать , что сами они не могут этого достигнуть . В трех статьях реформатор разъясняет принципы христианской веры в безграничную Божественную благодать . Третья часть катехизиса ( молитва « Отче наш ») поясняет , каким образом достичь этой благодати . Помимо трех основных ( по мнению самого Лютера [5, c. 6]) разделов Краткий катехизис включал своего рода практическую часть : разъяснения таинств крещения и причастия , а с 1531 года раздел « Как исповедовать простецов » [ Комментарий № 7], помещенный автором между разделами о крещении и причастии . Затем следовали утренняя и вечерняя молитвы , которым отец семейства должен был обучать своих домочадцев [ Комментарий № 8], благодарственные молитвы и Скрижаль об обязанностях [ Комментарий № 9]. Таким образом , композиционная структура катехизиса , строго выстроена и сгруппирована согласно лютеровскому представлению о пути спасения , что проявилось в реализации дидактического принципа системности . Шестой критерий заключается в определении степени раскрытия реалий изучаемой иноязычной культуры . Здесь можно утверждать , что Лютер сам , по существу , во многом олицетворял культуру своей эпохи . « Образ Лютера находится … в центре движения , направленного на создание общенемецкого языка » – замечал А . Бах , указывая также на исключительный языковой талант реформатора и внутренние силы , представляемого им религиозного движения [1, c. 172]. Основное содержание немецкой истории и культуры XVI века связаны с Реформацией и гением Лютера и в этом смысле , любое из его многочисленного наследия произведение является отражением реалий его эпохи . Тем более , это касается катехизисов Лютера , « выстраданных » им и выросших , как отмечалось , из всей его предыдущей проповеднической и педагогической практики . Краткий катехизис был написан и активно использовался в церквях , школах и в домашних условиях именно как простое удобное пособие по обучению основам христианской веры и тем самым априори являлся фактом развития немецкой культуры XVI столетия . То же можно сказать и о тексте катехизиса . Формулировка отдельных заповедей и молитв « рисует » нам привычки и быт среднего немецкого общества , к которому принадлежал сам реформатор . Например , в десятой заповеди перечисляются « Weib, Knecht, Magd, Vieh » [14] ( жена , батрак , служанка , скот ), то есть , персоналии , явно существующие в эпоху Лютера , в отличие русскоязычного эквивалента « жена , раб , раба , скот » [6], скорее приближенного к реалиям ветхозаветного периода . Своего рода воссозданием немецкого социума является Скрижаль об обязанностях ( Haustafel ), хоть и представляющая не комментированные библейские фрагменты , но все же использованные Лютером для демонстрации различных видов обязанностей [2, c. 107]: епископов , пастырей и проповедников ; тех , кто должен их слушать ; светских ( мирских ) властей ; подданных ( подчиненных ); мужей , жен , родителей , детей ; слуг и батраков ;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=