Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 12 в философии . Платонов держит тайну существования всем своим творчеством . Однако у раннего Платонова двойственное отношение к тайне . С одной стороны , он пишет в записных книжках , что « Истина – тайна , всегда тайна . Очевидных истин нет » [9, с . 17]. С другой стороны , он пишет в статье « О нашей религии »: « Но что такое бог , тайна … Это тоже человек , его же образ , но далеко отодвинутый им от себя . Человек долго шел к этому своему дальнему образу – и теперь дошел . Он сам теперь бог , но не тайна , так как тайны самой для себя быть не может – себя знает каждый , в этом и есть разгадка жизни , ее свет , непогасимое пламя – знание себя » [10, с . 76]. Последние слова характеризуют дух и стиль эпохи , когда все сложное , проблемное , непостижимое и таинственное воспринималось как пережиток и чуть ли не как классовый враг . В то время как первые слова есть слова , исполненные истинной мудростью бытия , которые и характеризуют подлинного Платонова . Приведем еще примеры из ранней публицистики Платонова . Как и смерть , тайна воспринимается как враг в статье « Культура пролетариата »: « А мысль уже открыла еще более страшного врага – тайну . Если бы человек убил смерть , то этот враг – тайна мира , тайна всего – все же осталась бы » [11, с . 28]. Заканчивается статья противопоставлением Истины и Тайны , хотя , как мы показали выше , писатель отождествляет эти понятия . Он пишет : «… наш жесточайший враг – Тайна , ибо сущность и душа самого сознания , сущность самой мысли нашей есть Истина . А где Тайна , там Истина мертва . Грядущая жизнь человечества это поход на Тайны во имя завоевания Истины , источника вечного и последнего нашего блага . Около нее мы остановимся навсегда » [12, с . 29-30]. Итак , истина versus тайна ; тайна вбирает в себя все враждебное человеку , в ней сокрыто какое - то непостижимое зло мира . Как большой художник и крупный мыслитель он понимает « мучительную , огромную и угрожающую тайну мира », о чем пишет в статье « Над Мертвой бездной ». Писатель мобилизует гражданскую войну и революцию на борьбу с тайной : « Наша гражданская война есть первый удар обманутого человечества , первая огненная стрела в закрытие двери царя вселенной – тайны » [12, с . 154]. И поэтому князь Мышкин , – пишет Платонов в статье о Достоевском , – « царь сознания и враг тайны » [13, с . 46], он – пролетарий , рыцари мысли , в нем « душа Христа ». Итак , тайна – царь вселенной . Очень сильное прозрение в ее грандиозность , вселенскую масштабность . Позже из врага – носителя буржуазного сознания , тайна проникнет во все интимные уголки художественного мира Платонова и оплодотворит своим сиянием все его произведения . Тайна – поистине главный персонаж Платонова . Тайна жизни и смерти , тайна человеческого существования , тайна страданий , тайна женщины и любви , тайна земного исхода . Все проникнуто и пронизано у Платонова тайной .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=