Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 119 Четвертый критерий касается соответствия учебного материала особенностям целевой аудитории . В Кратком предисловии к Большому катехизису Лютер написал , что «… Diese Predigt ist dazu bestimmt und angefangen, um ein Unterricht für die Kinder und Einfältigen (einfachen Leute) zu sein; deshalb heißt sie auch von altersher auf Griechisch “Katechismus”, d.h. eine Kinderlehre » [13] (… Данная проповедь предназначена и предпринята для наставления детей и простых [ малообразованных ] людей . Поэтому в старину она называлась по - гречески « катехизисом », то есть наставлением детей …) [ Комментарий № 6]. Тем самым , он совершенно четко обозначил его целевую аудиторию своего произведения . Анализ текста Краткого катехизиса , соображения , изложенные при обсуждении предыдущего критерия , а также то , что катехизис предназначался именно для детской аудитории ( в школах , церквях и дома ) позволяют с полным основанием считать , что , представленный в нем материал , соответствовал целевой аудитории . Пятый критерий направлен на выявление композиционной структуры пособий . Так как основная тема Краткого катехизиса заключается в схеме спасения , его композиция отражает видение автором ( Лютером ) реализации этой программы , которая , в свою очередь , воспроизводит понимание им нравственных аспектов христианской праведности и , будучи представлена в очень простой , доступной форме , позволяет активно использовать основы веры в системе обучения . Лютер поместил на первое место десять заповедей ( Декалог ), ранее помещавшихся после Господней молитвы и « Символа веры ». По всей видимости , он сделал это потому , что именно в заповедях , с его точки зрения , было суммировано все библейское учение и отношения Бога с грешником должны строиться на законе . Также знание десяти заповедей было , по его мнению , обязательным минимумом христианского образования , его основой . Внутри Декалога Лютер использовал порядок ( нумерацию ), идущую от Августина и воспринятую католической традицией . При этом первые три заповеди посвящены отношениям человека с Богом , остальные – отношениям человека с окружающими . То есть , в Декалоге также отражена мысль о двух сторонах человеческого взаимодействия – с Богом ( через любовь к нему и веру в него ) и с другими людьми ( через мирские общечеловеческие отношения ). Поставив десять заповедей в своем катехизисе на первое место , Лютер тем самым возвысил авторитет не только Бога , но и межчеловеческих ( социальных ) взаимоотношений . Тем самым он отразил две стороны применения закона ( Декалога ). Первая – гражданская ( или политическая ), согласно которой Бог , ради поддержания внешнего порядка , сдерживает нашу греховность угрозами и страхом наказания . Вторая сторона – теологическая ( или педагогическая ), согласно которой основная функция закона заключается в том , чтобы выявить первородный грех . Однако можно выделить еще и третью функцию Декалога – дидактическую : закон учит , как необходимо жить христианину . То есть , десять заповедей в лютеровской интерпретации действительно явились руководством к действию и послушанию для настоящего христианина .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=