Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 116 Будучи искренне верующим и преданным своей вере человеком , а также являясь профессором Виттенбергского университета и проповедником , Лютер практически с первых шагов ревизии христианского учения проповедовал и разъяснял основные его положения , « оттачивая » тем самым свои педагогические и теологические навыки . А , благодаря « печатному слову », его комментарии и размышления по отдельным вопросам интерпретации Священного писания фиксировались в многочисленных « книжках с молитвами » ( Betbüchlin ), « настольных книгах » ( handbuch ), « книгах для чтения » ( leßbüchlin ), « инструкциях » ( vnterrichtung ), « разъяснениях » ( erklerung ) [ Комментарий № 1] и др . Толкование отдельных частей Священного Писания , перевод Библии на немецкий язык ( с целью приблизить к божественному познанию людей , неспособных освоить древние языки ), а также редукция Священного Писания до его краткого , понятного населению изложения велись Лютером параллельно друг с другом соответственно его пониманию религиозного и нравственного просвещения . В ходе этой деятельности рождается одно из его лучших ( по мнению самого автора ) произведений катехизис . Термин « катехизис » происходит от греческого глагола κατηχέω , переводимого как « информировать », « говорить », « оглашать », « учить ». Также известно такое понимание термина , как « обучать с голоса », « наставлять ». Именно в последнем значении он и прижился в широкой религиозной практике [2, с . 53]. Другими словами , под катехизисом понимается устное обучение основам христианской веры при помощи вопросов и ответов . Однако сам термин для обозначения вероучительных сочинений появился в западной традиции не раньше XVI века , и приоритет подобного его употребления принадлежит , как это ни странно , не Лютеру , но все же протестантскому богослову Андреасу Алтеммеру , назвавшему так свое наставление в христианской вере (1528 г .) [2, с . 7]. Тем не менее , именно лютеровский катехизис (1529) снискал особую популярность , благодаря своей доступности , лаконичности и представленной в нем логике спасения , изложенной ясным , простым языком реформатора . Возможно , успеху катехизиса способствовало еще и то , что Лютер написал два его варианта . Это – Большой катехизис ( Großer Katechismus ), названный реформатором « Немецким » ( Deutscher Katechismus ), который был написан для учителей : пасторов , проповедников , хозяев и отцов семейства ( Hausväter ) с тем , чтобы они постоянно и основательно обучали «… молодежь тем основам , которые раскрываются в катехизисе , или наставлении для детей », и побуждали их «… к усердным самостоятельным упражнениям и занятиям в этой области » [5, с . 3]; и Краткий катехизис ( Kleiner Katechismus ) – собственно учебное пособие ( учебник [ Комментарий № 2]) для детей и слуг . В сочетании с плакатной формой презентации материала в виде набора таблиц , которые можно было развешивать на стенах церкви и школы [12, p. 10] с целью наглядного обучения , катехизисы Лютера представляли собой по существу учебно - методический комплекс XVI столетия по обучению основам

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=