Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 99 мечтавшая о коммунизме природность и идиллическое вхождение деревни в новое , социалистическое общество . После 1929 года и по 1937 год у Соловьевой больших работ нет . Чтению в начальной школе тогда обучались по « Книгам для чтения » Елены Яковлевны Фортунатовой (1-2 классы , 1933-1943) и « Хрестоматии по литературе » Сарры Моисеевны Браиловской (1893-?) и Марии Александровны Рыбниковой (1885-1942) (3-4 классы , 1933-1944). Небольшой объем пособий для всех четырех первых классов привел к мысли об их дополнении , и Е . Е . Соловьева предлагает свои варианты таких дополнений . Сначала появилось ее двухтомное пособие для учителей « Чтение в начальной школе » (1937). Оно показывало , насколько можно разнообразить и дополнять изучаемый материал , причем со вполне идеологически и пропагандистски выверенных позиций . Внедряется идея о целесообразности подготовки и тиражирования учебников - дополнений к действующим пособиям : « Сборника рассказов и стихотворений » для 2 класса (1938-1941) и « Книги для чтения » в 3-4 классах (1938-1941) Е . Е . Соловьевой с соавторами ( В . И . Волынской , О . Г . Ивановой , А . А . Канарской , Л . А . Карпинской , и др .). Учебники позиционировались как приложения к страдающим ограниченностью стационарным пособиям . Обстановка , подготовленная пособиями для дополнительной работы со школьниками , становится благоприятной для того , чтобы предложить свой стандартный , базовый для всех школ учебник . Вновь , впервые после успеха 1920- х гг ., когда учебники Е . Е . Соловьевой считались основными для начальной школы всех типов , возникает у нее возможность подготовить общий для всей страны учебник по чтению . Семидесятидвухлетний специалист в условиях начавшейся войны берется за создание нового , единого для всей страны учебника по начальному чтению . Мы не можем сказать , был ли учебник ей заказан либо его продвижение было ее индивидуальной инициативой , но позволение в условиях военного времени готовить новый базовый учебник говорит , как нам кажется , о многом . Вероятно , необходимость нового пособия ощущалась не одной Е . Е . Соловьевой . Перед ней хронологическая и личностная дилемма . Что выбрать ? Недавно отработанные материалы , появившиеся в пособиях 1937-1941 гг . и более отвечающие довоенному моменту ? Или материалы давних учебных изданий 1920- х гг ., а то и 1910- х гг ., в свое время завоевавшие самый верхний уровень популярности и признания , хотя и в основном дифференцированные : отдельно для сельских и городских школ , но свободные еще от ужасов коллективизации , культурной революции и войны ? Может быть , принять схему авторов - составителей предыдущих базовых учебников – Фортунатовой , Браиловской и Рыбниковой ? Или найти какой - то иной путь , не повторяющий ни себя , ни своих коллег , друзей и конкурентов ?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=