Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 88 но и фольклорную тематику , расширение которой стало общей тенденцией и для всех учебников в целом . Мы еще будем отдельно обсуждать временную « сдачу идеологических позиций » по сравнению с предвоенными учебниками , более негативно относившимися к этнокультурному , добольшевистскому прошлому и стихии фольклора . Для типологических сравнений и в качестве своего рода « контрольных групп » привлечены учебники для учащихся нерусских школ , обучающие родному языку и русскому как государственному , учебники для русскоязычных учащихся с особыми образовательными потребностями , а также немецкие , франкоязычные канадские , чилийские и колумбийские учебники для начальной школы 1945-1950 годов . Выбор стран обусловлен разными степенями их участия во Второй мировой войне , различной природой их политических режимов и культурных традиций . В российских изданиях букварей и книг для чтения на иных , негосударственных языках мы встречаем более редкие упоминания военной тематики , преимущественно на уровне связных текстов , помещенных во второй части учебника , после этнокультурного блока , сопровождающего изучение азбуки ; их нет в общем для учебника словаре . В российских изданиях русского как второго « военное присутствие » может быть растянуто почти по всему учебнику . Сильно отличаются друг от друга учебники разных регионов и республик . Если в русском букваре для армянских школ мы видим постоянную , активную и подчас назойливую акцентуацию на военной теме , то в букварях для латышей и коми такое присутствие немного меньше , чем в общегосударственных букварях для русских общеобразовательных школ . Различные варианты , выявленные в сравнительной группе источников , позволили более четко представить читателю характеристики основной группы - общегосударственных изданий и учебников для русскоязычных сельских школ . Подходы , способы и методы исследования Для работы с таким историческим источником как учебники 1940- х годов были применены соответствующие методы и подходы , в том числе понятийный , терминологический , тематический анализ , герменевтическая интерпретация изображений , текстов , внутренних последовательностей и внешних взаимодействий визуального и текстуального планов учебной книги . Генетическая критика была распространена на изучение вариантов учебных пособий , трансформировавшихся из года в год . Каждый изученный текст и образ ( иллюстрация ) помещены в контекст целостного учебника , а также во времена его создания и применения . Интертекстуальный анализ показывал связь выбранных для учебника фрагментов и нарративов с содержанием и циркулированием литературных и идеологических текстов вне школы и обучения . По включенным в учебники текстам прослежены их основные темы , обоснования их присутствия в учебнике . Словарь тем и лексика изучены на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=