Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 86 В . Г . Безрогов Москва , Институт стратегии развития образования РАО ВЫЙТИ ИЗ БОЯ ? ДЫХАНИЕ ВОЙНЫ В РОССИЙСКИХ УЧЕБНИКАХ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 2 На фоне общего положения в учебном книгоиздании рассмотрены буквари С . П . Редозубова , А . И . Воскресенской и книги для чтения « Родная речь » Е . Е . Соловьевой , опубликованные в 1944 – 1948 годах . Проведено их сопоставление и показаны концептуальные отличия в подходах к отражению темы Великой Отечественной войны . Ключевые слова : букварь , азбука , книга для чтения , начальная школа V. G. Bezrogov Moscow, Institute of education development strategy of RAO OUT OF THE WAR? WAR TOPIC IN THE SOVIET ELEMENTARY SCHOOL TEXTBOOK, 1944-1948 One could see presentations and representations of more liberal and more conservative opinions of Soviet authorities looking through the 1944-1948 editions for the 1 st grade of infant school. New elementary textbook editions made during the war period and two years after it has been investigated like an important evidence of the positions from three sides: ordinary people, textbook compliers/editors and state politicians. Keywords: reading primer, basal reader, elementary school, WWII Уверен я , мой миленький , что песенки о том , как нужно щит бросать , не позабудешь . Аристофан . Мир Введение В течение военного времени и первые годы после окончания второй мировой войны мы наблюдаем в советском обществе , культуре , ментальности весьма сложные , многоуровневые и разнонаправленные процессы . Налицо серьезные перемены в повседневном самосознании и самооценке людей , продолжавших существовать в тоталитарном обществе , но ощутивших его недостаточность и жесткие рамки , не дававшие душевной опоры в годы 2 Работа поддержана грантами РГНФ 13-06-00038а и 14-06-0315а.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=