Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 80 соотношение с реальным цветом объектов , высокий цветовой контраст , четкое выделение ближнего , среднего , дальнего планов . В соответствии с этими требованиями нами были отобраны картины В . М . Васнецова « Алёнушка », С . А . Григорьева « Вратарь », В . Е . Маковского « Первый фрак » и « Дети , бегущие от грозы », О . В . Поповича « Не взяли на рыбалку », Ф . П . Решетникова « Опять двойка », Е . В . Сыромятниковой « Первые зрители », С . А . Тутунова « Зима пришла », Т . Н . Яблонской « Утро ». Для повышения качества представления изображений слабовидящим дошкольникам могут быть рекомендованы приемы увеличения изображения , приближения фрагмента с увеличением , контрастная рамка . Прием увеличения изображения позволяет детям с нарушением зрения получить более полную и точную информацию о картине . Приближение фрагмента с увеличением преобразует картину в подробную наглядную информацию о выделяемом объекте ( персонаже ). Контрастная рамка позволяет отделить фон , на котором предъявляется объект при необходимости разгрузить его от излишних деталей , наличие которых вызывает у детей затруднения в рассматривании объекта и понимании его качеств . В нашем случае таким объектом является тот или иной персонаж картины , а качествами – его эмоционально - экспрессивная характеристика ( мимика , пантомимика ) и содержание действий . Положительным моментом при использовании названных приемов в виртуальном музейном пространстве является то , что при увеличении всей картины или ее фрагмента не теряется качество изображения и не снижается художественная ценность картины . Особым приемом , применение которого повышает не только качество восприятия картины в целом , но и уровень осознания детьми с нарушением зрения изображенной на ней ситуации межличностного взаимодействия и понимания социальной причинности событий , является тифлокомментирование . Тифлокомментирование представляет собой лаконичное описание предмета , пространства или действия , которые недостаточно понятны ребенку с дефектом зрения без специальных словесных пояснений . Для дошкольников оно может быть представлено в форме диалога персонажей , через который осуществляется своеобразная вербализация изображения , представление действия картины в вербальном плане , облегчающим ее восприятие слабовидящими детьми . Текст при этом может предъявляться в форме аудиозаписи одного или нескольких голосов на фоне музыкального сопровождения тифлокомментария , соответствующего его смысловому и эмоциональному содержанию . В процессе работы в виртуальном музейном пространстве необходимо предоставить каждому ребенку возможность выразить свое личное отношение к воспринимаемому . Отражаемое в речи понимание смысла социальной ситуации взаимодействия покажет степень проникновения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=