Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 78 Рефлексивно - эмпатийные барьеры – это недостаточная степень развития предвидения мнения и реакции партнера по взаимодействию , неспособность адекватного анализа и оценивания ребенком собственных действий и транзакций , сложности в понимании эмоционального состояния собеседника . В ситуации социального взаимодействия барьеры могут проявляться как следствие внутреннего состояния , намерений или личностных особенностей субъекта ( типологические ), негативного или недостаточного предшествующего опыта ( содержательно - когнитивные ), непонимания интенций и действий партнера ( инструментально - аналитические ), неумения предвидеть его обратные воздействия или эмоциональную реакцию . Безусловно , все четыре группы барьеров могут проявляться в ситуации социального взаимодействия не только детей с нарушением зрения , но и нормально развивающихся дошкольников . Однако если первым не будет обеспечена педагогическая поддержка , то усиленные негативным влиянием первичного дефекта постоянно возникающие ситуации затрудненного общения приведут к накоплению негативного опыта социального взаимодействия , закреплении неадекватных и неэффективных способов его осуществления . Это , в конечном итоге , будет способствовать усугублению личностных качеств ребенка , препятствующих его адекватному социальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми , актуализации деструктивных форм межличностного поведения и возникновению психологических комплексов , чувства одиночества . Для преодоления барьеров социального взаимодействия и профилактики появления вторичных проявлений нарушения , необходимо использовать такое педагогическое средство , которое будет способствовать повышению социально - психологической компетентности детей с нарушением зрения , умению эффективно взаимодействовать с окружающими их людьми в системе межличностных отношений , расширению их социального опыта . Таким средством может стать , по нашему мнению , одно из направлений музейной педагогики – виртуальное музейное пространство . Организация социального взаимодействия детей с нарушением зрения должна быть ориентирована на зону ближайшего развития , на формирование эффективных действий и адекватной межличностной коммуникации в ситуациях непосредственных контактов . Для этого необходимо активное участие педагога и привлечение дополнительных ресурсов , которые , во - первых , будут моделировать жизненные ситуации , во - вторых , обеспечат включение ребенка в процесс активной практической деятельности , в - третьих , позволят организовать процесс овладения детьми с нарушением зрения социально - культурным опытом в доступной и эмоционально привлекательной для них форме .[2]
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=