Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 77 принято относить факторы , независимые от взаимодействующих людей , но влияющие на них , ко второй – сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия , основанное на взаимных ожиданиях . Исходя из этого мы считаем , что главным атрибутом затрудненного межличностного общения являются возникающие у ребенка в ситуации непосредственного контакта барьеры социального взаимодействия – объективные или субъективно переживаемые препятствия , затрудняющие причинно - следственный анализ проблемной ситуации общения , приводящие к потере информационного контроля за ситуацией , осложняющие интерперсональное взаимодействие в процессе общения вследствие неспособности к его прогнозированию . В классификации барьеров социального взаимодействия у детей с нарушением зрения мы выделяем четыре группы : типологические , содержательно - когнитивные , инструментально - аналитические , рефлексивно - эмпатийные . Наличие типологических барьеров обусловлено личностными качествами ребенка с нарушением зрения , детерминированными категорией нарушения и проявляющимися как вторичные дефекты . Они препятствуют эффективному межличностному общению и адекватному решению задач социального взаимодействия . К этой группе барьеров относятся : отношение к партнеру по общению как объекту , настороженность и закрытость от « чужих » людей , которыми в их понимании являются здоровые дети и незнакомые взрослые , неготовность принимать от них помощь , отсутствие положительной установки на другого человека , заниженная самооценка , повышенная эмоционально - личностная зависимость от близких . Содержательно - когнитивные барьеры социального взаимодействия являются следствием несовершенства развития познавательной сферы ребенка с нарушением зрения : неполнота и фрагментарный характер образов восприятия , узость и схематизм представлений об окружающем мире , разрыв между словом и образом , неадекватное восприятие ребенком самого себя . Эти особенности обуславливают недостаток представлений о социальной причинности , необходимых для выявления причинных связей между действиями индивидов в процессе целесообразной совместной деятельности и межличностного общения . Естественным следствием наличия содержательно - когнитивных барьеров выступает появление инструментально - аналитических – неумение ребенка анализировать социальную ситуацию взаимодействия и понимать собеседника вследствие недостаточной сформированности навыков элементарного причинно - следственного анализа проблемной ситуации взаимодействия , отсутствие ориентировки коммуникативных и поведенческих действий на партнера .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=