Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 76 жертвами неблагоприятных условий социализации и определяющая направления социальной и педагогической помощи им . К категории таких людей , несомненно , относятся дети с ограниченными возможностями здоровья , в том числе дети с глубоким нарушением зрения . Как и все дети , дошкольники с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ ) в своем развитии направлены на освоение социального опыта , социализацию . Однако путь , который они проходят для успешного включения в жизнь общества , подразумевающего адекватное и полноценное взаимодействие с другими людьми , имеет качественные отличия от пути нормально развивающихся детей . Биологические нарушения развития затрудняют процесс социальной адаптации , приводят к появлению социально обусловленных нарушений , не позволяющих детям эффективно и адекватно взаимодействовать в обществе . Поэтому важнейшими задачами социальной педагогики по отношению к детям с ОВЗ являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии , их коррекция и компенсация средствами образования . Для того , чтобы жить в социуме необходимо приобретение ребенком собственного опыта социальной деятельности , в который входят представления , сформированные в ходе восприятия явлений окружающего мира и собственных эмпирических обобщений ситуаций социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками ; освоенные способы действий и поведения ; опыт отношений с социальным миром , имеющий для ребенка ценностный смысл . [2]. Социальное взаимодействие определяется как система взаимообусловленных социальных действий , связанных циклической зависимостью , при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов . Оно включает передачу действия от одного участника другому , получение и реакцию на него в виде ответного действия .[4] Социальное взаимодействие строится на межличностном восприятии , однако дети с нарушением зрения часто воспринимают ситуации межличностного общения в динамическом ситуационном контексте как напряженные и сложные . В этом случае можно говорить о затрудненном взаимодействии . Мы считаем , что понятие « затрудненное социальное взаимодействие » можно определить как психосоциальный процесс , в ходе которого зона актуального развития межличностного общения ребенка не обеспечивает эффективные действия и адекватную коммуникативную активность в ситуации непосредственного контакта без привлечения дополнительных ресурсов . Как известно , любое социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны . К первой в социально - педагогической литературе

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=