Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 51 туристской организацией и был принят « Глобальный этический кодекс туризма », содержащий основные принципы моральной регуляции туризма , охватывающие всех субъектов туристского процесса [4]. На основе анализа данного кодекса мы выделяем субъектов туристского процесса , предстающих как в форме физических лиц , так и в форме общественно - значимых институтов . К первым относятся : 1) туристы ; 2) работники , задействованные в туристской сфере ; 3) граждане страны ( местные жители ), проживающие на территории туристской дестинации ( туристского центра ). Ко вторым : 4) органы государственной власти ; 5) хозяйствующие субъекты на рынке туристских услуг ; 6) исследовательские организации ; 7) учреждения культуры ; 8) образовательные учреждения ; 9) средства массовой информации ( далее – СМИ ) [8]. Вполне очевидно , что каждый из упомянутых субъектов имеет свои ценностные ориентации и преследует собственные цели [7]. Также очевидно , что различные ценностные ориентации субъектов лежат в основе культурных конфликтов . Определяя иерархию ценностей в туристском процессе , за методологическую основу мы берем иерархию ценностей Макса Шелера [9], который выделяет : 1) ценности приятного и неприятного ( ценности , основанные на чувственном восприятии удовольствия и страдания ); 2) витальные ценности ( ценности чувства жизни , хорошее и дурное , благополучие и неблагополучие , здоровье и болезнь , слабость и сила , материальные ценности ); 3) духовные ценности ( прекрасное и безобразное , справедливое и несправедливое , познание истины , культурные ценности ); 4) высшие ценности божественности и святости ( чувство любви , чистые личностные типы героя , святого , гения и чистые типы видов сообществ , такие как правовое сообщество , жизненное сообщество , культурное сообщество , сообщество любви ) [7]. Остановимся подробнее на характере соотношения иерархии ценностей и субъектов туристского процесса . Туристы и местные жители относятся к наиболее свободной категории субъектов в отношении выбора ценностных установок при решении конфликтных и противоречивых ситуаций , поскольку подобный выбор является естественным правом каждого человека [3]. Наемные работники в сфере туризма , в отличие от предыдущей группы , автоматически принимают предложенные работодателем ценностные установки на периоды рабочего времени . Применительно к хозяйствующим субъектам туристского процесса и , как следствие , к наемным рабочим на первое место выдвигается материальные ( витальные ) ценности , т . е . материальное благополучие и прибыль [9].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=