Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 45 исключенного третьего . Законы логики дают возможность лишь иллюзорного восприятия гармонии мира после грехопадения . Он пишет : « В теоретическом стремлении к полной , непротиворечивой системе проявляется мое практическое стремление : скрыть от себя самого свою неполноту , недостаточность и противоречивость , тяжесть и боль бытия . Полной , непротиворечивой системой я закрываюсь от себя самого ». Законы логики , в конечном счете , выходят далеко за пределы гносеологии , так как возникли они в грехопадении и появлении у человека свободы воли . Следует заметить , что само понятие свободы воли для Я . С . Друскина носит исключительно негативный характер ( ср . с « Чертовым добром и злом » Достоевского в интерпретации Н . Бердяева ). Выбор между добром и злом является исключающим . Этот практический « рефлекс греховности ». Третий рефлекс греховности ( первый – появление « Я сам », второй – свободы выбора ) носит еще более подчеркнутый гносеологический характер . Это гипостазирование . В качестве примера , Друскин Я . С . рассматривает искаженную нравственную оценку поступков (« хорошее делаю плохим , добро – злом » [13]). С более общей точки зрения гипостозирование может выражаться двояко : − Восприятие абстракций поврежденного грехом разума как реальности ; − Восприятие реальности как абстракции , как порождения разума . И то , и то , по мнению Я Друскина , следует из « первородной лживости » человека . Таким образом , гносеологические свойства занимают важнейшее место в трехчленной структуре греховности человека . Лживость – является чисто гносеологической характеристикой , « Я сам » – в большей степени гносеологической ( у нее есть и четко выраженный онтологический аспект ) и свобода выбора как этико - гносеологическая причина . Существенное место в философском учении Я . С . Друскина занимает категория « видения ». Ей посвящена большая часть работы « Видение невидения » [13]. Уже в самом названии книги содержится взаимосвязь этих процессов . В самом тексте она раскрывается фразой « Я вижу свое невидение в видении Богом ». К сожалению , мы не найдем дефиниции этой категории , более того оказывается затруднительным различение видения и понимания . Поэтому , мы можем лишь указать на такие характеристики видения как непосредственность , мгновенность , дорефлексивность , истинность . Последняя черта требует пояснения . Истинность , по Друскину , представляет собой личностное познание Богом человека и его результат . Таким образом , истинность познания может даваться человеку только в дар от Бога . Основной проблемой , закрывающей греховного человека от истинного видения , выступает неправильное соотношение видения и невидения в гносеологической стратегии повседневности . Только увидев свое и чужое « невидение » можно прозреть . Человек часто знает чужое невидение , но не видит его . Потому что видение чужого невозможно , для видение все оказывается своим . Видение всегда симпатическое ( см . рассуждения о

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=