Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 44 себя как объект , противопоставляет « Я » познающее « Я » познаваемому ». Данная позиция получает у философа название « Я сам ». Рефлексия рождает знание в самом обычном смысле , о котором мы читаем , например , у И . Канта как о единстве субъективного и объективного . Но для экзистенциальной философии такое определение знания указывает на его чуждость личности , ращепленность , объективированность . Это находит отражение в рассуждении мыслителя об отличиях дорефлексивного « Я » и расщепленного рефлексией « Я сам ». Впрочем , Друскин иногда понимает знание и весьма широко , включая в него и результаты внесубъект - объектного познания . Так , например , он выделяет три вида знания : ложно - надмевающее , любовно - назидающее и богопознание . Применительно к двум последним он чаще употребляет другую терминологию . Положительным аналогом знания в системе Я . Друскина выступает категория « видение », которое , в конечном счете , является либо малодоступным наивно - непосредственным познание жизни , либо божественным познанием человека и в человеке . Обобщая рассуждения Я . С . Друскина можно сказать , что основанием истинного видения может быть следующая формулировка : Бог через субъекта ( личность ) познает Бога , а через это познание – и личность и мир . Единственным способом преодоления греховной знаниеориентированной установки сознания , влекущей к распаду , может служить вера . Друскин Я . пишет : «... она разделяется на виды и степени веры , хотя на самом деле нет ни видов , ни степеней веры , она есть или ее нет , третьего не может быть . Она одна и неделима в том смысле , что вера есть вера » [13]. Математическим обоснованием такого понимания веры может служить бесконечное множество – множество , равное своей части . Вера и есть это бесконечное множество , которое есть антидиавольское тождество нетождественного . Именно вера обладает синтетической силой . В рассуждениях о вере , противопоставленной знанию , превосходящей знание закладывается принципиально религиозное понимание гносеологических процессов ( религиозный характер категории « видение » нам показан выше ). Вера лишена объективной беспристрастности и этим она выше обычного знания . Не говоря уже об обыденных вещах , само стремление к Богу должно реализоваться в вере , в желании открытости для Бога , познания « ни каков Бог сам по себе , а каковы мы для Бога ». Конечно , некоторые аспекты Бога открываются человеку и в объективном мире ( в своей высшей форме – в Законе ), нопознание явление Бога - Слова или открытие Бога в себе ( сокровенного сердца человека ) уже требует полноценной веры . Поскольку Друскин Я . С . придерживается апофатической концепции богопознания , вера приобретает дополнительную важность . Так же вера выступает начальным моментом богопознания , так как устраняет ложную попытку сознания достигнуть познания собственными усилиями . Именно верой человек видит свое невидение Бога ( Ср . У Николая Кузанского « Непостижимое постигается постижением собственной непостижимости »). Логическими основаниями искажения в познании выступают исключающие законы классической логики , прежде всего , противоречия и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=