Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 36 ищем осмысленной полноты жизни , такой блаженной удовлетворенности , которая в себе самой есть высшая , бесспорная ценность » [15]. Жизнь личности , дабы быть осмысленной , необходимо должна быть служением абсолютному , высшему благу . « Жизнь становится осмысленной , поскольку она свободно и сознательно служит абсолютному и высшему благу , которое есть вечная жизнь , животворящая человеческую жизнь , как ее вечная основа и подлинное завершение , и есть вместе с тем абсолютная истина , свет разума , пронизывающий и озаряющий человеческую жизнь » [15]. Исходя из этого , существуют несколько условий возможности смысла жизни человека : бытие Бога и причастность этому бытию личности . Характеризуя собственную философию , С . Л . Франк отмечает : « Мои религиозно - общественные воззрения я определяю как « христианский реализм », в нем признание божественной основы и потому положительной религиозной ценности всего конкретного сущего …» [3]. В . С . Соловьев в работе « Оправдание добра : нравственная философия », характеризует ценность как « безусловное значение , как указание на некий высший религиозный смысл реальных явлений и людей » [10]. Высшей ценностью , абсолютной полнотой бытия и абсолютным добром для мыслителя так же является Бог . Бог как абсолютное добро – основа духовности и нравственности ; высшая ценность , пронизывающая все остальные ценности ; абсолютная цель жизни личности . Идея всеединства , являющейся ключевой в учении Соловьева , в аксиологическом плане является единством таких ценностей как истина , красота и дух – « соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы … Я называю истинным или положительным всеединством такое , в каком единое существует не за счет всех или в ущерб им , а в пользу всех » [18]. Бог – абсолютное всеединство ; мир ( заключающий в себя абсолютное единство как идею ) – всеединство в процессе развития и становления . Абсолютное единство выражает собой гармонию и размеренность мира ; это есть идеал , к которому необходимо стремиться личности и обществу в целом . Согласно В . С . Соловьеву , единство людей существует в форме православной церкви , призванной сближать их и способствовать становлению « царства Бога » на земле . Приобщение каждой личности к христианским ценностям есть одухотворение , т . е . приобщение к абсолютной полноте бытия и нарастание меры добра и любви в обществе . Идеал общественного устройства – есть единство церкви , общества и государства , благодаря чему , по мнению мыслителя , будут реализованы идеалы добра , справедливости и мира . Итак , аксиологическая проблематика русской философской мысли конца XIX – начала XX вв ., была тесно связана с православием и его идеей абсолютности Бога и совершенствования личности ( ее приближение к абсолютной полноте бытия ). « Сложность и разноплановость учений русских мыслителей показывает , что добро является главной , высшей ценностью в иерархии ценностей человека . От осознания и восприятия добра будет зависеть жизнь человека и общества в целом . Семья , отечество , религия , любовь , красота , истина , увенчанные высшей , положительной ценностью – добром ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=