Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 35 рассматривается как потребность человека в вере , эстетическое – в красоте и т . д .). Основой ценностей , у С . Л . Франка , выступает Бог ( абсолютная ценность ), а полнота бытия Бога обнаруживается через духовную жизнь личности . К такому осознанию мыслителя приводит концепция всеединства . В работе « Духовные основы общества » мыслитель , используя понятие « всеединства » отмечал , что состояние общества в большей или меньшей степени отражает его связь с Богом . « Всеединство » выступает у Франка как всеобъемлющее бытие , заключающая в себя идеальное ( вневременное ) и реальное ( временное ) бытие , связь которых Франк усматривает как « само время и временное бытие возможно не иначе как на почве самой вечности » [13, с . 360] и через духовно - нравственную жизнь личности , поскольку человек « через свою телесность и душевность принадлежит временному миру и миру идеально - сверхвременного , « через самобытие , поскольку оно есть реальность для себя сущая и себе самой открывающаяся » [14, с . 201]. Через свое самобытие ( внутренний , интимный мир ), личность , путем откровения , приобщается к Богу , к его полноте бытия : « тогда весь совокупный бесконечный мир представляется чем - то имеющим смысл и значение лишь в связи с этим потаенным внутренним миром , который есть единственное истинное средоточие бытия вообще , единственно подлинное бытие - в - себе » [12]. В работе « Ф . Ницше и этика любви к дальнему », С . Л . Франк выделяет такие ценности как : истина , красота , божественность , справедливость , честь и признает их абсолютность и объективность , а так же осознает как о пределяющие , положительные начала мотивов действий личности . Статья « Этика нигилизма » – это критика Франка тотального утилитаризма и нигилизма , являющихся основой мировоззрения интеллигенции . П од нигилизмом , мыслитель понимает « отрицание или непризнание абсолютных ( объективных ) ценностей » [17]. Франк отмечает , что нравственным является лишь тенденция служения во благо народа и человечества в целом , в силу чего такие ценности как истина , божественное , красота и т . д . заменяются на благополучие , выгоду и т . д . « Русская интеллигенция не ценит , прежде всего , богатства духовного , культуры , той идеальной силы и творческой деятельности человеческого духа , которая влечет его к овладению миром и очеловечению мира , к обогащению своей жизни ценностями искусства , религии и морали » [17]. Мыслитель особенно отмечает неприемлемость нигилизма и утилитаризма по отношению к культуре . Необходимо четкое осознание того , что основанием культура являются объективные ценности , находящиеся выше ценности полезности : «... культура в этом смысле может быть прямо определена как совокупность осуществляемых в общественно - исторической жизни объективных ценностей . С этой точки зрения культура существует не для чьего - либо блага или пользы , а лишь для самой себя ; культурное творчество означает совершенствование человеческой природы и воплощение в жизни идеальных ценностей и в качестве такового есть само по себе высшая и самодовлеющая цель человеческой деятельности » [17]. О цели жизни и ее ценностном осмыслении , С . Л . Франк говорит в работе « Смысл жизни »: « мы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=