Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 34 относительное добро , рассмотренное вне условий своего появления и своих следствий , является проявлением какого либо порядка и гармонии и т . о ., разные виды относительного добра имеют значение для личности в виде ценностей субъективных , имеющих значение лишь для отдельных субъектов . Еще один ранг выделяет Лосский в своей системе – ценности служебные , как средства для достижения положительных ценностей , однако , мыслитель отмечает , что широкое использование таких ценностей , может существенно снизить уровень духовной жизни личности . Отрицательные ценности , по мнению Н . О . Лосского , это « все то , что препятствует достижению абсолютной полноты бытия » [8]. По существу , это есть ни что иное , как зло в разных формах проявления ( физическое , моральное , общественное и т . д .). Мыслитель отмечает , что в отличие от абсолютного Добра , зло не самостоятельно и не первично . Зло производно , и существует в материальном , тварном мире , как следствие свободного волеизъявления личности . Таким образом , противоположность положительных и отрицательных ценностей , в учении Н . О . Лосского , находится в зависимости от их удаленности или направленности к исполнению « абсолютной полноты бытия », а так же связана с полярностью их выражения – добро или зло , удовольствия или страдания . Добро и зло выступают здесь именно в ценностно - онтологическом смысле : « добро как высшая ценность в понимании Н . О . Лосского , и его отрицание мнения о небытийственности зла , которое пребывает в мире исключительно по вине человека . Следуя по пути добра , человек живет полной жизнью , следуя по пути зла , человек теряет истинное бытие . Зло , таким образом – это недостаток добра , не имеющее онтологического существования » [2, с . 37]. Итак , абсолютная , всеобъемлющая полнота бытия , абсолютное Добро – Бог , излучает ценность на тварные и частичные самоценности , на относительное добро , являющейся « моментом полноты бытия » [7] , на субъективное и служебное добро . На наш взгляд , Бог , как абсолютное Добро и как главная ценность трактуется мыслителем достаточно широко и заключает в себя весь спектр духовных ценностей , тем самым , подчеркивая их всеединство и равновеликость . В современном мире необходимо учитывать разнородность и разноплановость добра как ценности , видеть его подлинную природу , что позволит « делать правильный нравственный выбор , обогатит духовно человека , спасет от одномерного восприятия действительности и будет способствовать духовному взрослению личности » [20, с . 38] и общества в целом . Русский мыслитель С . Л . Франк определяет ценность как « свойство явления , которое выделяет в сознании последнее из ряда других , безразличных явлений , заставляет стремиться к нему , делает данное явление не только объектом познания , но и объектом известного чувства или желания » [16, с . 195]. Т . е . ценность это то , что важно для личности , то , чем личность дорожит и к чему стремиться . Мыслитель осознает ценность как понятие родовое : существуют нравственные , религиозные , эстетические , научные и т . д . ценности , и связывает его с потребностями личности ( религиозное

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=