Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 33 будущее , оценивать « иное » и сохранять в памяти прошлое » [5, с . 88]. Однако , содержание понятия « ценность » изменчиво , поскольку характер отношения индивида к окружающему мирозданию меняется в процессе социального и культурного развития . Тем самым , разные исторические эпохи и философские системы « накладывают свой отпечаток » на понимание сущности ценности . Так , в русской философии конца XIX начала XX вв ., сущность ценностей определяется через понятие « духовность », имеющей божественное происхождение . По мнению русского мыслителя Н . О . Лосского , ценность « есть нечто всепроникающее , определяющее смысл и всего мира в целом , и каждой личности , и каждого события , и каждого поступка » [4, с . 91]. Ценности в его учении подразделяются на абсолютные и относительные , субъективные и объективные , положительные и отрицательные , а так же отдельный ранг составляют ценности служебные . Иерархию ценностей мыслителя венчает Абсолютная ценность – « абсолютно положительная ценность , безусловно оправданная ( самоценность ), имеющая характер добра в любом отношении и любого субъекта » [8]. Ценности , в учении Лосского , связаны с жизнью субъекта , т . е . « для себя бытием , целестремительной активностью ». Так же , он отмечает , что « в Царстве Божьем и тварном мире есть только самоценности – абсолютные , объективные и общезначимые » [8]. Абсолютная сомоценность , в свою очередь подразделяется на ценности всеобъемлющие и частичные ; всеобъемлющие – на первичные и тварные . Абсолютная положительная ценность , заключающая оправдание своего бытия , имеющая характер совершенного , безоговорочного добра и являющаяся объективной , поскольку общезначима – основа аксиологии Лосского . Такой абсолютной , всеобъемлющей , первичной самоценностью является Бог – абсолютное Добро : «… как само Добро , абсолютная полнота бытия , сама в себе имеющая смысл , оправдывающий ее , делающий ее предметом одобрения , дающий безусловное право на осуществление и предпочтение чему бы то ни было другому »[6, с . 266]. Абсолютной , всеобъемлющей , тварной самоценностью выступает личность , наделенная свободой выбора и обладающая потенциальной возможностью приближения к « абсолютной полноте бытия », к абсолютному Добру . К абсолютным частичным ценностям Лосский относит любовь красоту , истину , жизнь , нравственность и т . д . – это абсолютные положительные ценности , но не всеобъемлющие , а выступающие аспектами абсолютной полноты бытия Бога . Частичные ценности не существуют без целого , поскольку : « Бог есть само Добро во всеобъемлющем значении этого слова : он есть сама Истина , сама Красота , Нравственное Добро , Жизнь и т . д .», но остаются самоценностями , поскольку обладают свойствами , присущими абсолютному Добру (« несамозамкнутость , непричастность какому - то ни было враждебному противоборству , совместимость , сообщаемость , бытие для себя и для всех , самоотдача » [8]. Однако , такие ценности , присутствуя в бытии свободной в своем выборе личности , часто бывают смешаны со злом , и потому становятся ценностями относительными ( в определенном смысле для одних такая ценность – добро , для других и в другом отношении – зло ), являющиеся неким отражением или подобием ценностей абсолютных . Однако ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=