Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 29 Теология пола В . С . Соловьева во многом повлияла на формирование взглядов таких представителей русской религиозной философии , как Н . А . Бердяев (1874-1948), В . В . Розанов (1856-1919), П . А . Флоренский (1882-1943). Интересны мысли Н . А . Бердяева об амбивалентности женщины , как телесного и как сверх духовного ; которое и уступает мужскому , и превосходит его . Под влиянием романтизма утверждаются представления о женщине как существе менее чувственном , чем мужчина . Культ женственности этого периода в России , так же как в Западной Европе и Америке , исключал идею женской сексуальности [7, с . 68]. В этой связи интерес представляют размышления П . Ф . Каптерева . « Христианство является как бы преимущественно религией женщин », – полагает П . Ф . Каптерев , аргументируя это тем , что оно проповедует « мирные добродетели »: любовь к людям , терпение , самоотречение , преданность и повиновение . В языческих же нравственных идеалах , напротив , « было более соприкосновения со свойствами мужского психического типа , чем женского » [5, с . 80]. Достаточно четко он формулирует педагогическую функцию женщины , при этом подчеркивает вслед за К . Д . Ушинским общественное значение женщины - матери для формирования гражданской позиции детей : « Если мать ясно понимает положение общества и государства , их взаимные отношения и те ближайшие задачи , которые стоят на очереди у того и другого , то она может оказать могущественное содействие образованию человека - гражданина ; если же она чужда всем подобным вопросам и с головой погружена в переживание разнообразных мелочей своей женской жизни , тогда во влиянии семьи на формирование из дитяти человека - гражданина будет весьма существенный пробел » [5]. Таким образом , во взглядах русских религиозных философов прослеживается влияние консерватизма , характерными особенностями которого были враждебность и противодействие прогрессу , приверженность традиционному . В консерватизме обнаруживаются сходные идейные установки : признание существования всеобщего морально - религиозного порядка применительно предмета гендера , несовершенство человеческой природы в лице женщины , убеждение в ее природном неравенстве с мужчиной . Враждебность русской утопической мысли к женщине и женственности сочеталась с резкими нападками философов на женское освободительное движение , которое к концу XIX века с уверенностью заявило о своем существовании . Так , Н . Ф . Фёдоров назвал это движение « анормальным и тератологическим явлением », в основе которого лежит глубокое презрение к женщине . По мнению философа , стремление женщины к эмансипации связано с искусственностью городской жизни , в которой женщина ищет равноправия в юридическо - экономических сферах . Обращение к гендерному аспекту в контексте русской философской и педагогической мысли России XIX века позволяет отметить ряд особенностей : 1. философский аспект основан на амбивалентности отношения к женской природе как проявлению полярности бытия – греховной , разрушительной и , одновременно , созидающей ;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=