Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 28 для него способом . Главное , исключительное дело женщины , ей только одной предоставленное и необходимое для жизни и совершенствования человечества , — это рождение и первое воспитание детей . И потому на это дело и на то , что соприкасается с ним , должны быть направлены все силы и внимание женщины . Женщина может делать всё то , что делает мужчина , но мужчина не может делать того , что делает женщина ( деторождение и первое воспитание ). И потому женщина должна полагать все силы на то , чтобы хорошо делать то дело ( деторождения и первого воспитания ), которое она одна может делать » [13, с . 414]. Положение о роли женщины - матери , « исполняющей волю Бога », находит свое отражение в работе Л . Н . Толстого « Так что же нам делать ?» он указывал на то , что настоящая же мать , зная на деле волю Бога , к исполнению ее будет готовить и детей своих . Л . Н . Толстой акцентирует смысл того , что именно нравственное поведение матери , а отнюдь не ее биологическая жизнь , играет определяющую роль константы духовно - нравственного становления ребенка . Нравственный смысл труда женщины , по мысли Толстого , заключается в рождении , воспитании детей , хозяйствовании , является воплощением ее глубинной сущности . Таким образом , проблема гендера объясняется дуализмом человеческой природы и мира : с какой бы стороны ни взглянуть на мир , он везде состоит из двух сторон , из двух крайностей , взаимно друг друга дополняющих . Есть тепло , и есть холод ; есть эгоизм , и есть гуманизм ; есть мужественность , есть и женственность , поэтому женщина предназначена дополнять сделанное мужчиной , а не только повторять . Согласно теологии пола В . С . Соловьева , половая любовь – высшая и абсолютная ценность человеческого бытия . Только такая любовь , по Соловьеву , может создать « истинного человека », потому что « истинный человек в полноте своей идеальной личности . не может быть только мужчиной или только женщиной , а должен быть высшим единством обоих » [8, с . 513]. В « Смысле любви » Соловьёв писал , что «… пребывать в половой раздельности – значит пребывать на пути смерти . Истинный человек в полноте своей идеальной личности , очевидно , не может быть только мужчиной или только женщиной , а должен быть высшим единством обоих ». Требование высшего единства мужского и женского вовсе не означало того , что Соловьёв признавал ценность реальной женщины или хотел , чтобы мужчина усвоил некоторые женские добродетели , а женщина – мужские [6, с .129]. Целостный человек для Соловьева – это единство мужского и женского принципов , из которых первый ( мужской ) есть « субъект познающий и деятельный », т . е . « человек в собственном смысле », а второй ( женский ) – выступает в качестве « объекта познанного и пассивного » [7, с . 363]. Как мы видим , несмотря на необычность высокой оценки половой любви , в теологии пола В . С . Соловьева воспроизводится традиционная патриархальная логика бинарных оппозиций фемининного и маскулинного .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=