Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 27 борьбы против изживших себя крепостнических отношений . В этой связи представляет интерес обращение к рационалистической « философии пола » Н . Г . Чернышевского . Для него природная данность разделения людей по половой принадлежности на женщин и мужчин – « проклятие » человека . В отличие от консервативных точек зрения на первенство мужчины , духовное таинство семьи , присутствующих в философии славянофильства , русской религиозной философии , он рассматривал семью как форму подавления личности женщины , поэтому считал необходимым « радикальное преобразование отношений полов между собой , а также всего порядка общества » [15, с . 399]. Вариант такого преобразования общества , основанный на сочетании идей французского утопического социализма и философии « здорового эгоизма » немецкого философа JI. Фейербаха , Чернышевский предлагал в своем романе « Что делать ?». Эмансипация женщин в концепции Чернышевского – это ее равенство с мужчиной , избавление от семейного угнетения , экономическая независимость , возможность образования . Как справедливо отмечает О . В . Рябов , финал человеческой истории Чернышевский представлял следующим образом : « Но когда - нибудь будут на свете только « люди »; ни женщин , ни мужчин ( которые для меня гораздо нетерпимее женщин ) не останется на свете . Тогда люди будут счастливы » [7, с . 64]. Для Чернышевского понятие « свободная любовь » обозначало искренность , отказ от деспотизма , насилия над чувствами , отказ от ревности . В этом смысле взгляды Чернышевского утверждали идею « свободной любви » и гражданского брака . В контексте русской религиозной философия проблема гендера подвергалась осмыслению в работах Л . Н . Толстого , В . С . Соловьева и В . В . Розанова и др . Вопросы о роли женщины и мужчины нашли своё отражение в работах Л . Н . Толстого « О браке и призвании женщины », « Так что же нам делать ?», « Выдержка из частного письма по поводу возражений на статью « Женщинам »», « Записки матери », « Женщины », « Записки мужа », « Мысли о воспитании », « Мать », « Об отношениях между полами », « Разговор отца с сыном », « О соске [ Об уходе за маленькими детьми ]», « Мысли о воспитании » и т . д . Позиции женщины и мужчины рассматриваются им как способы служения Богу и людям . При этом служение Богу – это то , что создает условия для единения женщины и мужчины на основе блага и любви . Во всем остальном – это две полярности . К увеличению блага в существующем человечестве призваны преимущественно мужчины ; к продолжению самого человечества призваны преимущественно женщины . Из этого различия , указывал мыслитель , вытекают обязанности тех и других Рассуждая о назначении мужчины и женщины , в контексте христианства , критикуя цивилизацию как извращение божественной правды и человеческого естества , Толстой писал : « Назначение женщины и мужчины одно и то же : служение Богу . Но способы служения того и другого пола различны и точно определены . И потому каждый пол должен служить Богу своим , определенным

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=